В одном из древнейших городов мира, Мохенджо-даро (современный Пакистан), не обнаружили храмов. Ни одна из построек, по мнению археологов, не может стопроцентно претендовать на роль святилища.
Однако там имелись очень большие бассейны, и была выдвинута версия, что они были построены вовсе не для гигиенических процедур, а для каких-то ритуалов поклонения воде.
Знаменитая сказка "Царевна-лягушка" тоже отражает благоговейное отношение древних к воде, "царице водице". Это история не только о любви и магии, но и о водной стихии, дарующей жизнь.
Да, братья царевича смеются над квакушкой и отзываются о ней пренебрежительно, но сам рассказчик - нет.
Во-первых, лягушка - царевна. Она августейшая особа, хотя ее ранг никакого влияния не оказывает на события сказки (старшие братья женились не на царевнах, и никого этот мезальянс не смутил).
Во-вторых, она - волшебница и управляет силами природы.
Перед нами какая-то очень древняя история, и за личиной Лягушки прячется то ли богиня, то ли жрица.
Интересно, что в ведах есть гимн, посвященный лягушкам. Это в наше время люди потеряли уважение к земноводным, а вот древние составители Ригведы отзываются о них более чем почтительно.
Древний автор воспевает лягушек на разные лады, неоднократно сравнивая их с браминами и коровами (разумеется, это комплимент), и именует их прекрасноголосыми. Также он отмечает, что за свое благочестивое кваканье лягушки награждены долгой жизнью.
Интересно, что от сна лягушек пробуждает бог дождя и грома Парджанья, о котором Википедия сообщает, что
В индоеевропейской перспективе образ и имя Парджаньи родственны славянскому Перуну.
Возможно, и лягушки-"брамины" имеют непосредственное отношение к нашей всенародно любимой квакуше.
Правда, первые - поют, а она - танцует, но смысл их действий один - призвать на землю дождь.
По мнению академика Рыбакова, пляска лягушки на балу - это танец "воды и жизни", ритуальная пляска, вызывающая дождь.
По материалам:
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси
Ригведа VII, 103. К лягушкам