Найти тему
НУАР-NOIR

Тайна «Синей гардении»

Что скрыто в одном из самых вызывающих нуар-фильмов?

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Кадр из фильма "Синяя гардения" (1953)
Кадр из фильма "Синяя гардения" (1953)

Мы уже начали рассказывать о предпосылках возникновения «газетной кино-трилогии», созданной в США гениальным немецким режиссером Фрицем Лангом. «Трилогия» начиналась с фильма «Синяя гардения» (1953)

Так о чем же рассказывала эта загадочная кинолента? В центре сюжета «Синей гардении» опять оказалась девушка, которая, как и полагается канонам жанра, стала жертвой обстоятельств. Нора Ларкин в исполнении Энн Бакстер трудится телефонисткой на одной из станций Лос-Анджелеса. Она с нетерпением ждёт возращения своего жениха с войны в Корее. Однако на свой день рождения она получает письмо, в котором её избранник сообщает, что полюбил медсестру, лечившую его, и собирается жениться на ней.

Кадр из фильма "Синяя гардения" (1953)
Кадр из фильма "Синяя гардения" (1953)

Дружественный нам канал «Старорежимная сплетница»

В расстройстве чувств девушка принимает приглашение в клуб «Синяя гардения» от известного ловеласа и пинапового художника Гарри Преббла (Рэймонд Бёрр). Изрядно напоив девушку, Гарри зазывает её к себе домой. Слегка протрезвев, героиня фильма понимает, что совершает ошибку и собирается пойти домой. Но Гарри не отпускает её и пытается изнасиловать. Обороняясь, девушка чем-то ударяет его по голове, после чего в полуобморочном состоянии бредёт к себе в квартиру. Нора просыпается на утро со страшной головной болью, фактически ничего не помня о событиях прошлого вечера.

Афиша к фильму "Синяя гардения" (1953)
Афиша к фильму "Синяя гардения" (1953)

Одиннадцать роковых красавиц Голливуда

На работе она узнает, что Гарри Преббл был убит и к ней начинают возвращаться пугающие воспоминания. Девушка в отчаянии, она паникует, тем более все улики, найденные на месте преступления, указывают, что убийство совершила именно она. Между тем за расследование дела берётся прожженный газетчик Кейси Майо. В погоне за сенсацией он нарекает неизвестную девушку-убийцу «Синей гарденией». Устраивая хитрую игру, он публикует открытое письмо к «Синей гардении», чтобы вызвать её на контакт.

Кадр из фильма "Синяя гардения" (1953)
Кадр из фильма "Синяя гардения" (1953)

Сайт про жанр нуар http://noir-film.ru/

Отчаявшаяся девушка пытается найти в этом журналисте своего защитника. Тот, влюбившийся в беззащитную телефонистку, обещает помочь. Однако в силу стечения обстоятельств полиция арестовала Нору, та думает, что её предал Кейси, но на самом деле копам донес бармен, многие годы бывший полицейским осведомителем. Фильм подходит к концу и, кажется, что вот-вот будет трагическая развязка, как журналист обращает внимание на одну деталь, позволяющую буквально в последние минуты действия выявить и арестовать действительного убийцу.

Кадр из фильма "Синяя гардения" (1953)
Кадр из фильма "Синяя гардения" (1953)

Главная тайна «Иглы»

Ни в одном из своих фильмов Фриц Ланг не прилагал столь много усилий, чтобы сделать съемочный процесс предельно эффективным. Он рисовал схемы, расположение камер, движение оператора. Каждая сцена была картографирована. На всех кино-картах было предельно детально показаны движения, так сказать, проложены маршруты. Кроме этого Ланг сознательно редактировал изначальные диалоги.

Кадр из фильма "Синяя гардения" (1953)
Кадр из фильма "Синяя гардения" (1953)

Хорошая девочка Баффи на улице мрачной живет…

Так, например, он подверг беспощадной правке сцену телефонного разговора, в которой ещё живой художник беседует с брошенной любовницей, Розой Миллер. Ланг хотел держать зрителя в напряжении до самых последних кадров фильма, однако же изначальный диалог указывал на Розу как потенциальную убийцу, что рушило всю интригу. Любой здравомыслящий человек понимал, что оскорбленная до глубины души женщина, скорее всего, и есть убийца.

Кадр из фильма "Синяя гардения" (1953)
Кадр из фильма "Синяя гардения" (1953)
Кроме этого в изначальном варианте сценария сообщалось, что Роза беременна - кто же после этого мог бы поверить в виновность Норы Ларкин? В итоге внимание зрителя отвлекают от Розы; подобно иллюзионисту Ланг делает отвлекающие «движения» и зритель полагает, что случайно попавшая в кадр Роза – всего лишь одна из множества жертва бабника, и её функция состоит лишь в том, чтобы наглядно продемонстрировать его цинизм и распущенность, но не более того.

Сведения о беременности были изъяты также из флешбэка в конце фильма, когда показывается, как убийство было совершено «на самом деле». Проблема в том, что Гарри Преббл должен был предложить Розе деньги, а это могло трактоваться как намек на аборт, что в 1952 году было неприемлемым для американского кинематографа. В итоге Розу как персонаж свели к примитивной формуле «брошенная и презираемая женщина».

Кадр из фильма "Синяя гардения" (1953)
Кадр из фильма "Синяя гардения" (1953)

Дабы усилить ощущение двойственности, невротического расщепления, терзающего главную героиню, Нору и Розу сделали в известной мере похожими. Конечно, Нора заметно моложе и привлекательнее Розы, но с другой стороны женщины приблизительно одного и того же роста, носят схожие украшения и наряды, используют против Преббла один и тот же предмет (кочерга). Им обоим совратитель ставит музыку на проигрывателе; для Норы он заводит Нэта «Кинга» Коула, исполняющего заглавную песню «Синяя гардения» (перед этим Коул лично играет эту композицию в клубе), для Розы проигрывается символическая «Смерть Изольды» Рихарда Вагнера.

На съемках фильма "Синяя гардения" (1953)
На съемках фильма "Синяя гардения" (1953)

В одной из последних сцен происходит очередное «отзеркаливание» героинь: обе в безликой униформе, Роза - в тюремной робе, а Нора - в больничном халате. Взяв вину на себя, Роза спасет Нору от безумия, в которое постепенно погружалась девушка. Если принять в расчет специфику нуара, то можно смело утверждать, что Роза – это «Альтер-эго» Норы, которое просыпается в девушке, когда та узнает, что её бросил находящийся в Корее жених. Не удивительно, что Нора воспринимает историю Розы как свою собственную. И именно другая женщина, а не мужчина, будь то журналист или следователь, избавляют Нору от тягостного чувства вины.

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний сюжет, однако не заканчиваем наш рассказ о талантливом фильме «Синяя гардения». В ближайшем будущем мы продолжим раскрывать тайны этой киноленты, а потому не забывайте читать наши новее материалы! А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»