Найти тему
Московские истории

Дом на набережной: "Вероятно, новые жильцы испытывают от разговоров о прошлом неловкость"

Некоторое время назад на канале «Московские истории» публиковались рассказы молодой жительницы дома на улице Серафимовича, 2. О том, как живется в этом легендарном месте, не давит ли прошлое. Сейчас слово человеку другого поколения об этом самом прошлом — Исааку ГЛАНУ.

Дом на набережной, 2018 г. Фото Светланы Растебиной.
Дом на набережной, 2018 г. Фото Светланы Растебиной.

Можно было бы назвать статью: «Время и место». Но это же название романа Юрия Трифонова! Конечно. Неудобно. Тем более, что тема статьи связана с его другим произведением – «Дом на набережной».

Сама его слава началась именно с этого романа, собственно, и давшего ему имя – раньше дом так не называли. Но известен он был всегда. С одной стороны – «Ударник» (тогда еще не были модны красные дорожки, и все международные кинофестивали проводились именно здесь). С другой, за углом, – Театр эстрады. Всего – десяток зданий разной высоты, соединенных арками, переходами, продолжающими друг друга корпусами – с улицы вглубь двора. И все это – один адрес, улица Серафимовича, 2. Не ошибусь, если скажу, что самым притягательным местом был магазин, находившийся в центре бесконечного фасада. «Мясо есть?» – «Есть, сейчас нет». Эта популярная московская шутка к нему не относилась. Сюда съезжались со всей Москвы и редко разочаровывались. А потом на стенах здания стали появляться доски с неизвестными именами, нам возвращали нашу историю, и дом вошел в сознание москвичей своим трагическим прошлым.

Кинотеатр "Ударник", 1956-1957 г. Источник:http://bse.sci-lib.com/particle010925.html.
Кинотеатр "Ударник", 1956-1957 г. Источник:http://bse.sci-lib.com/particle010925.html.

Как вообще появилось это здание? Говорят, предсовнаркома Алексей Рыков, будучи в Италии, познакомился с молодым талантливым архитектором Борисом Иофаном, посланным туда учиться, и предложил: «Зачем проектировать дачи для буржуев? Возвращайтесь в Россию, будущее творится у нас».

Может, социальные идеалы уже вызывали некоторую настороженность, но эстетические были безукоризненны, и если Рыков имел в виду их, он, безусловно, был прав. Центр художественной жизни в 20-е годы переместился из Парижа в Москву, имена Родченко, Татлина, Эль-Лисицкого, Малевича стали известны миру. Как не соблазниться? Иофан согласился.

В 1927 году в фундамент дома был заложен первый камень, в 1931-м строительство было завершено, и это стало событием в мировой архитектуре. Самый крупный жилой комплекс в Европе, «наподобие целого города или даже целой страны в тысячу окон», как писал Трифонов, выполненный в стиле позднего конструктивизма. В мире до нашего времени сохранилось не более десятка подобных зданий, это одно их них. И если архитекторское решение, линии и формы были в авангарде художнической мысли тех лет, то «начинка», удобства, предусмотренные для жильцов, намного опережали время.

Строительство Дома на набережной, 1930 г. Источник pastvu.com.
Строительство Дома на набережной, 1930 г. Источник pastvu.com.

Площадь квартир – по 200 – 250 кв. м., в каждой – от 5 до 7 комнат, в кухнях – чудо техники: газовые плиты, горячая вода. Надежное освещение. Разруху в стране еще не ликвидировали, потому в каждой московской квартире держали керосиновые лампы, которые, кстати, очень пригодились в послевоенное время. В этом же доме никогда не знали забот со светом – специально для него построили электростанцию. А еще своя прачечная, химчистка – экзотика для тех лет, поликлиника, собственная почта и телеграф, и конечно, закрытый распределитель с продуктами, которые и не снились москвичам, всегда – свежайшие. Один только факт: чтобы те не пропахли бензином, завозили их не на машинах, а на троллейбусе, для чего сделали ответвление от основной линии. Позже коммерсанты обыграли бывшее помещение распределителя, превратив его в ресторан и назвав «Спецбуфет №7».

Поселили здесь госслужащих первого ранга и старых большевиков (которые тогда были вполне молодыми людьми, «старые» – по стажу). Здание уважительно называли Домом правительства, хотя «правили» далеко не все. Сам Сталин составлял списки въезжающих. Потом появится и другое название: «Дом предварительного заключения», но кто мог это предвидеть? Хотя...

Вот некоторые знаковые факты. На то время это было самое охраняемое здание в Москве, в каждом подъезде сидел сотрудник в синей гимнастерке и фуражке с красным околышем (ОГПУ) и отмечал всех, кто переступал порог. На втором этаже находилась каморка, откуда велось наблюдение за посетителями. На ночь во двор спускали специально обученных собак.

Двор Дома на набережной, 1954 г. Источник: Архитектура и строительство Москвы, 10/1954.
Двор Дома на набережной, 1954 г. Источник: Архитектура и строительство Москвы, 10/1954.

Дальше мы вступаем в область легенд, одна другой фантастичнее. О потаенных, проложенных вдоль стен штреках, в которых гулко звучали слова, произнесенные в квартирах. О секретных комнатах, вход в которые закрывали привинченные к полу шкафы. Жильцы вообще не распоряжались мебелью: тумбочки, столы, стулья – все было казенным, на каждом предмете крепился инвентарный номер. О лифтах, двери в которых открывались прямо в кладовках, но были умело замаскированы. Проверить это уже невозможно – генеральный план дома был уничтожен, а последующие годы погребли последние тайны: площади освобождались, планировка квартир менялась. Тем не менее, до сих пор в доме обнаруживаются ниши, назначение которых не вполне разгадано.

Развязка наступила скоро, уже через несколько лет. Из двух с половиной тысяч жителей дома было арестовано 800, расстреляно 350. Имена их выбиты на мраморной доске в музее. На самом деле, жертв было больше. Многие не выдерживали напряжения, стрелялись сами (среди них – сын Калинина), выбрасывались из окон. Именно так покончила с собой Мария Денисова, прыгнув с десятого этажа, та самая Мария, которая вдохновила Маяковского на «Облако в штанах». «Джоконда, которую надо украсть».

Жизнь в доме напоминала бесконечное броуновское движение: люди постоянно перемещались. Сначала брали глав семей, потом жен – за недоносительство, потом детей: как раз вышел указ, снижавший политическую неблагонадежность с 14 до 12 лет. Оставшихся селили вместе. К 1940 году коммуналки – и это в самом элитном доме страны – составляли половину всех квартир. В свободные же въезжали новые сановники, они ломали перегородки, соединяя и без того безразмерные помещения. Но жили там недолго.

Все эти воспоминания нынешние жители дома не очень-то жалуют. Люди новой формации, не бедные, понятно, коли купили здесь жилье, у них новые ориентиры. Как символ дому теперь больше подходит гигантская мерседовская звезда на крыше, а не 30 мемориальных досок, расположенных чуть ли не в каждом межоконном пространстве. При этом на многих выбиты одинаковые года смерти: 1937-й или 1938-й. Все равно как если бы дом стоял на месте концлагеря. Вероятно, новые жильцы даже испытывают от этого неловкость.

О Доме на набережной сегодня: "Местных жителей осталось совсем немного, большинство - арендаторы, экспаты", "Коммуналка с видом на Кремль: зачем снимать комнату по цене квартиры?"

Еще Исаак Глан - об архитектуре, дворовой послевоенной иерархии и просто московские зарисовки.

Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru