Я постоянно натыкаюсь на статьи, что маршрутное такси - зло. Эти статьи в таком количестве, что уже трудно разобраться, что же в 21 веке больше зло, Угольные Электростанции, Мусор или "Маршрутки"?
Авторы пишущие подобные статьи оперируют такими фактами:
1) Маршрутки не подходят для инвалидов/матерям с колясками, в следствии высокого пола и ступеней на входе. Это не совсем правда, многие современные маршрутки имеют модификации с выдвижной платформой и широкими дверями, например Паз Вектор.
Причем, я не очень люблю этот аргумент вообще - эти два класса населения не составляют даже и 10% пассажиров и альтернатива, на чем уехать у них есть. В метро тоже не очень удобно на инвалидной коляске, но критикуя метро, обычно, этот пункт пропускают, все время говоря о стоимости строительства и содержания - на лицо политика двойных стандартов.
2) В маршрутках малая вместимость, поэтому там всегда битком.
Это тоже не совсем правда - битком везде, особенно в метро, так как все знают, что "на метро без пробок". Так, как маршрутки ездят быстрее автобусов - на них хочет ездить больше людей, чтобы побыстрее добраться и набиваются они сильнее. Но проблема ли это маршруток, что люди лезут даже туда, где нет места или может быть с нами что-то не так? Или что-то не так с автобусами - они не обеспечивают скорость перемещения по городу? Виновато ли метро, что троллейбус в пробках стоит?
3) В маршрутках не комфортно, в больших автобусах хотя бы кондиционеры есть. Тоже не совсем правда, у всех моделей маршруток есть модификации с кондиционером, просто их не покупают.
4) В маршрутках гоняют одни мигранты нарушая ПДД и попадая в аварии. Тоже не совсем правда, бывают и местные водители. Виноват ли транспорт, в том, что работодатель предпочитает мигрантов?
5) Маршрутки останавливаются где угодно, мешая водителям. А автобусы, особенно гармошки не имея "кармана" на остановке не останавливаются и не мешают? А даже имея "карман", выезжая с него не занимают 2-2,5 полосы из за своего размера? Кстати, сразу отмечу ещё один момент - маршрутки бесят водителей по причине, что ведут себя так же, как легковушки - подрезают, выскакивают, тормозят где попало. Автобусы таких выкрутасов исполнить не могут, поэтому их можно подрезать или не выпускать с остановки, а они в ответ ничего не сделают.
6) А вот в Европе... Тьфу, прекратите. Даже слышать не хочу. В Европе структура городов другая, у них другая организация транспорта в принципе, как и вообще много чего другое. Какая разница, что им нравится, важно, чтоб у нас было то, что нравится нам. Мы должны быть не лучше кого-то, а лучше, чем мы вчера.
7) В них тесно, низкий потолок, очень близко стоят сидения, в салоне очень некомфортно.
Опять искажение. В начале появления такого вида транспорта их реально порой переделывали из грузовых газелей в пассажирские, закупали транспорт, непредназначенный для такого вида перевозок. Но я не думаю, что если бы в фуру-прицеп поставили лавочки, места и вместимости стало бы больше - то такой транспорт пришелся бы вам во душе. Проблема в том, что Ладу Калину не стоит использовать в роли карьерного самосвала, а микроавтобус или ещё хуже грузовичок в роли такси. И времена, когда это было сплошь и рядом - закончились. Нормальных моделей, с нормальным салоном, предназначенных для того, чтобы возить людей - предостаточно, и то, что нам их не покупают - не вина техники.
Так, надеюсь, что у вас уже появился порыв влепить дизлайк, написать гневный комментарий, высказать автору, что он - тупой идиот, так как "уже всё давно доказано, маршрутки - зло, куча людей об этом говорит", да вы и на своей шкуре это не раз прочувствовали.
"Понаблюдай морды в автобусах утром, попробуй сам, не обронишь корону, царь, это не трогательно, но можно тронуться". ©
Итак, приготовились...
Да, современные маршрутки, существующие в наших городах - действительно зло.
Но потому, что они не "маршрутное Такси"!
В нашей реальности произошла подмена понятий. Какое же это "Такси", если его невозможно вызвать, и оно всегда ездит по одному маршруту? Маршрутное такси превратилось в автобус, только малой вместимости, чаще всего неудобный или вовсе переделанный из грузовика, дублирующий автобусные маршруты и создающее транспортный коллапс, в попытке отобрать "клиентов" у существующей городской инфраструктуры троллейбусов и автобусов. С водителями, которые пьют кофе, разговаривают по телефону, и отсчитывают сдачу во время езды, одновременно, попадая в ДТП. Кроме того, такой транспорт просто не предназначен перевозить большие массы людей в час пик. Это все действительно так, такой транспорт нам действительно не нужен.
Такси в наше время изменилось.
С хамоватых бомбил на Волгах, стоящих у вокзалов, на вполне себе современный сервис, с быстрой подачей авто, с расчетом стоимости заранее, с выбором класса авто, с ездой по навигатору, с безналичной оплатой, детскими креслами и программой лояльности.
А теперь подходим к тому, почему же Маршрутное Такси - хороший вариант транспорта сегодня и в ближайшем будущем.
"Маршрутка" не должна быть автобусом. Она должна быть Такси.
Речь пойдет о такси с "динамическим" построением маршрута, когда алгоритм прокладывает маршрут, по какому пути подбирать клиентов, а потом по какому оптимально высаживать.
Даже лучшим такси, чем сейчас ездят в "экономе" и "комфорте" в популярных сервисах. Лучше, чем автобусы для города.
И вот почему:
1) Комфорт. Все ваши мечты о комфорте разбиваются о давку в час пик. В любом транспорте, будь то метро или троллейбусы или трамваи даже самые дорогие импортные. Но ни один из существующих видов транспорта не может ограничивать, сколько пассажиров зайдет в него на остановке. Кроме такси (и каршеринга). Являясь Маршрутным Такси, этот транспорт заберёт ровно столько пассажиров, сколько его закажет и никакой давки не будет.
Кроме того, когда такой сервис заработает Вы сможете выбрать, на каком М.Т. ехать (а так же выбрать организацию, Яндекс или Гетт, например, какая вам больше нравится) - опционально, как в такси можно сделать выбор - эконом со стоячими местами без кондиционера или комфорт: кондиционер, тонировка, только сидячие места, удобные кресла.
Можно указать, что с коляской или пассажир-инвалид, и алгоритм подберёт подходящий транспорт (как сейчас можно указать детское кресло). Автобус в час пик даже с низким полом мамам с колясками такие условия не обеспечит, все равно будет давка. Инвалиду автобусы такого комфорта не обеспечат - возможно придётся пересаживаться или далеко до нужной остановки.
Сейчас конечно существует проблема, что водители в такси эконом и маршрутках мигранты, которые нарушают ПДД, лихачат, но уже сейчас есть закон запрещающий работать в такси или автобусе без российских прав. В маршрутном такси ситуация будет ещё лучше - купить такую технику из за ее цены мигранты не смогут, а вы в свою очередь всегда сможете пожаловаться в приложении и плохого водителя заблокируют, равно как и плохую технику - на автобус/троллейбус вы так пожаловаться не сможете.
2) Время поездки. Да, оно несколько выше, чем у обычного такси, но сильно меньше, чем у классического автобуса. Маршрутному Такси не нужно останавливаться на каждой остановке, едет оно быстрее. Кроме того, навигатор выведет на оптимальный маршрут, а не поедет в самый ад пробки по утвержденному маршруту, как автобус. А время в современном мире - очень ценный ресурс.
3) Оптимизация дорожной сети города. Такси практически никогда не стоит, выполнив один заказ, оно едет на другой. В отличии от автобуса, стоящего на конечной, в отличии от каршеринга, ждущего другого клиента. Маршрутки не будут занимать места во дворах, а стоять в автопарках (сейчас так), не требуют парковки в центре. Кроме того, одна маршрутка занимает места на дороге, как два такси, но везёт куда больше людей. Ей не нужно занимать парковочный карман, как и автобусу, если высаживать некого, соответственно незачем тормозить полосу автобусов зазря. Кроме того такси - единственный вид транспорта, способный адаптироваться к дорожной ситуации, алгоритм увидел пробку - перевел на другой маршрут сэкономив ваше время, не усиливая пробки.
Кроме того, в критической ситуации (праздник и все едут в центр, или сломался трамвай и вся линия стала, или закрыто на вход метро и т.п.) алгоритм может быстро перебрасывать технику в нужный район. А ваш автобус так может?
Маршрутное Такси не требует выделенных полос, может ехать в обычном потоке. В отличии от трамвая или метро, если маршрутка сломается - ее можно объехать всем остальным.
4) Количество транспорта в городе уменьшится, станет свободнее.
За счёт того, что маршрутное такси не требует выдержки интервала не потребуется закупать избыточный транспорт. Таких машин нужно куда меньше, чем автобусов, т.к. им алгоритм подбирает пассажиров, а автобусы обязаны ездить всегда, даже если едут пустыми. Каршеринг, кстати, как показала статистика и практика проблему избытка транспорта не решает, а усугубляет, так как 80% водителей каршеринга имеют личное авто и отказываться от него не собираются, а шеринг используют время от времени.
5) Цена дешевле такси, и иногда дешевле О.Т.
Уже сейчас стоимость такси порой ниже стоимости общественного даже для одного человека, а если ездить втроём на небольшие расстояния то точно дешевле. А если возить ещё оптимальнее - больше людей в одном транспорте, это будет ещё дешевле, чем на такси, и наверняка дешевле, чем на О.Т. Компании перевозчики могут давать Вам персональные скидки, как сейчас делают такси.
6) Лёгкое Масштабирование.
Как все знают, метро довольно часто критикуют за то, что его тяжело масштабировать, размер станций ограничен, больше вагонов не прицепить. Как спасение предлагают трамвай, вроде как цепляй, сколько хочу, но давайте будем честными - станция метро по длине метров 50-100. Где вы видели 100+ метровые перроны для трамваев в городе, и где вы в центре найдете для них место? Лукавит, один известный автор, трамвай точно так же ограничен по длине остановкой, а ещё в отличии от метро и радиусом поворота.Если уж на то пошло, в метро достаточно сделать сквозной проход между вагонами, оставив размер станции, как есть, вы просто будете заходить в "голове" и проходить сквозь вагоны в "хвост" (который уже находится за пределами станции).
А вот Маршрутное Такси не требует ни строительства специальной инфраструктуры, как тоннели метро или прокладку путей, не требует дорогостоящего обслуживания эскалаторов и откачки воды. Достаточно базовых дорог, которые есть сейчас. При сдаче нового жилого комплекса не потребуется ничего, чтоб в нем заработало маршрутное такси. Закупка техники ложится не на бюджет города, а на частных перевозчиков.
Что нужно сделать, чтобы это все так заработало?
Изменить законодательство.
На данный момент "маршрутка" попадает под класс "автобус" и не может иметь несогласованный маршрут, именно поэтому такой транспорт до сих пор не ввели.
Изменяя законодательство, так же сразу следует предусмотреть несколько правил и ввести ощутимую ответственность за их неисполнение:
1) Четко описать правила посадки-высадки пассажиров на остановках, а не где-попало. Запретить заказ во дворы к подъездам.
2) Четко описать требования к технике, чтобы не покупались машины непредназначенные для этого.
3) Описать правила хранения и осмотра техники и водителя перед рейсом. Формально это работает и сейчас, пока маршрутка просто "миниавтобус".
Итог - Маршрутное Такси, просто отличное решение для крупного города:
1) Не требующие инвестиций со стороны государства, покупка производится не за счет бюджета города, если в каком-то городе избыток такой техники, фирма может легко перебросить в другой город (как в свое время делимобиль перебрасывал из Москвы в СПБ машины каршеринга).
2) Не требующее покупки дорогой иностранной техники или П.О., все это есть и производиться у нас.
3) Такой вид транспорта не требует никому ничего запрещать или создавать невыносимые условия, или дополнительную оплату, комфортнее и быстрее любых современных автобусов, дешевле и безопаснее такси.
4) Оптимизирует дорожную сеть, оптимальнее перевозя пассажиров, чем такси или каршеринг, помогая в критических ситуациях разгружать метро и трамваи.
5) Не требует больших инвестиций в инфраструктуру, в лучшем случае создание карманов на остановках, которые пригодятся и автобусам.
6) Маршрутка - транспорт будущего потому, что этот транспорт будет управляться в первую очередь алгоритмом, а только потом людьми. Алгоритм подбирает клиентов, оптимальный маршрут, следит за состоянием техники и поведением водителя, перебрасывает технику туда, где она нужна, оптимизирует дорожную ситуацию, при этом - это транспорт, которого ещё не было в истории, в отличии от всех существующих сейчас. В конечном итоге, как и такси они могут стать беспилотными вовсе.
P.S.На последок хочу добавить, что ни один вид транспорта не может быть панацеей, ни трамвай, ни метро ни маршрутки, ни автобусы. Я не призываю никому ничего запрещать, или создавать невыносимые условия. Не призываю отказаться от развития других видов транспорта, сосредоточившись на одном. В этом посте нет речи о многомиллиардных вливаниях в инфраструктуру. Всего лишь нужно подкорректировать законодательство.
Транспортные проблемы решаются в комплексе, пока власти развивают метро и трамваи, бизнес может развивать здравую альтернативу, а вы проголосуете рублем, как вам больше нравится ездить.
Есть люди, которые готовы ездить в маршрутках в существующем ее виде, а когда она станет комфортнее - желающих будет еще больше. Такой транспорт пригодился бы коллегам, которым ехать в один район, или когда семьи с детьми едут на природу, современные микроавтобусы достаточно комфорты и безопасны, проблема лишь в том, что их используют не по назначению.