Или как исправить "косяки" производителя своими руками... В этой статье рассмотрим первый, но самый главный, на мой взгляд. Остальные - в следующей статье.
Летом 2019 года я стал счастливым обладателем доп.оборудованя для мотоблока под названием Целина ПМ-05, т.к. приобрёл его с очень большой скидкой. Скидку сделали, наверное, из-за цвета сиденья :) - фото ниже. Хотя некоторые
Родные колёса на модуле я сразу заменил на 13-ти дюймовые, наверное, от жигулей (знакомый их выкинул, а я подобрал :)), чтобы по высоте модуль соответствовал моему тюнингованному мотоблоку, т.е. чтобы рама была бе-ме (более-менее) горизонтально.
Вообще 2019 год стал для меня годом экспериментов по повышению мощности, проходимости и скорости движения моего старенького мотоблока Caiman Quattro Junior на 6 лс. Подробнее об этом тюнинге в следующих статьях.
Итак, установив обычный плуг и бе-ме настроив сцепку, поехал пахать ППП (противо-пожарную полосу) на краю нашей деревни, которую культивировал в прошлом году. Фотография выше сделана как раз перед выездом. Результат вспашки - на фото ниже.
Во время работы мне показалось, что мотоблоку тяжеловато даётся вспашка и насторожило, что некоторые растения оказались не срезанными, а просто присыпанными отваленной землёй. Когда я пахал три сотки на своём участке этим-же мотоблоком (до тюнинга и без ПМ-05), тем-же плугом на грунтозацепх - было легче и трава срезалась. Пригласил знакомого "профи" в сельском деле для консультации и он с первого взгляда поставил диагноз:
- "Ширина борозды должна соответствовать ширине захвата лемеха плуга, а у тебя она значительно больше! Из-за этого плуг каждую борозду пашет как первую, а под отваленной землёй остаётся не срезанный (не пропаханный) участок. Плуг должен быть закреплён так, чтобы правый край лемеха был вровень со внутренним срезом правого колеса". А я-то не знал!! и более 10-ти лет пахал свои сотки и не обращал на это внимания, т.к. правый грунтозацеп интуитивно ставил ближе к корпусу мотоблока и указанные условия соблюдались, ну или почти соблюдались, наверное :)). На 2-х картинках ниже попробовал нарисовать что было сказано выше
Вывод простой: Целина ПМ-05 в нынешнем исполнении не обеспечивает правильную вспашку при работе с наиболее распространёнными плугами, входящими в комплект к мотоблоку или теми, что продаются в большинстве магазинов. Т.е. это Модуль Одной Борозды или просто Ездовой Модуль...
Надеюсь, Производитель прочитает эту статью и внесёт соответствующие изменения и доработки в конструкцию, а мои бесплатные идеи далее - считайте это подарком на новый 2020 год :) это то, как должно быть
Итак, первая идея - это устранение "косяка" со скобой: я сделал "скользящую" скобу!! Сделал из того, что было под рукой, кроме крепежа, естессвенно. Подробно описывать процесс, наверное, нет необходимости - просто покажу результат на фотографиях ниже и в пояснениях к ним, а если кто заинтересуется - пишите. Итак,
Т.к. живу в городе и до профессионального сварщика мне ещё оч.далеко, то времени на чертежи и "вылизывание" конструкции особо не было - слепил всё за пару дней:
Ещё я рассматривал вариант скобы на всю длину прицепного узла с отверстиями по всей длине (просто приварить швеллер с отверстиями), но отказался от этой идеи по двум причинам: 1. В этом случае будет сложно обеспечить совпадение края лемеха и колеса при смене плуга (а у меня их 3) и колёс. А каждый "потерянный" сантиметр приведёт к лишнему проходу. Например, при плуге с захватом 15см и потерей 2-х см дополнительную (или лишнюю) борозду придётся делать уже после 6-го/7-го прохода, а это примерно 1 метр, а если их 10 (метров)?. 2. В моих условиях так точно просверлить большое количество отверстий в такой конструкции не было возможности, равно как и искать кто это сможет сделать...
Недостатки "скользящей" скобы выявить пока не смог, т.к. нормально испытать эту конструкцию в реальной работе в этом году уже не успел. Проверил только всю конструкцию на прочность: пропахал большим плугом около четырёх сотен метров по следам трактора МТЗ на соседней ППП, где было полно комьев с травой. Нагрузка получилась явно выше средней, но всё выдержало и скоба не смещалась в сторону.
Правда, сильно пугало крепление рычага механизма подъёма прицепного узла, но об этом в следующей части...
Буду рад, если эта статья была полезной. Всем удачи!