Найти тему
Motomusher

Пахотный-ли ездовой модуль Целина ПМ-05?

Или как исправить "косяки" производителя своими руками... В этой статье рассмотрим первый, но самый главный, на мой взгляд. Остальные - в следующей статье.

Летом 2019 года я стал счастливым обладателем доп.оборудованя для мотоблока под названием Целина ПМ-05, т.к. приобрёл его с очень большой скидкой. Скидку сделали, наверное, из-за цвета сиденья :) - фото ниже. Хотя некоторые

Родные колёса на модуле я сразу заменил на 13-ти дюймовые, наверное, от жигулей (знакомый их выкинул, а я подобрал :)), чтобы по высоте модуль соответствовал моему тюнингованному мотоблоку, т.е. чтобы рама была бе-ме (более-менее) горизонтально.

Вообще 2019 год стал для меня годом экспериментов по повышению мощности, проходимости и скорости движения моего старенького мотоблока Caiman Quattro Junior на 6 лс. Подробнее об этом тюнинге в следующих статьях.

Итак, установив обычный плуг и бе-ме настроив сцепку, поехал пахать ППП (противо-пожарную полосу) на краю нашей деревни, которую культивировал в прошлом году. Фотография выше сделана как раз перед выездом. Результат вспашки - на фото ниже.

Вспаханная ППП. На первый взгляд всё хорошо, но непропаханные участки скрыты отваленной землёй...
Вспаханная ППП. На первый взгляд всё хорошо, но непропаханные участки скрыты отваленной землёй...

Во время работы мне показалось, что мотоблоку тяжеловато даётся вспашка и насторожило, что некоторые растения оказались не срезанными, а просто присыпанными отваленной землёй. Когда я пахал три сотки на своём участке этим-же мотоблоком (до тюнинга и без ПМ-05), тем-же плугом на грунтозацепх - было легче и трава срезалась. Пригласил знакомого "профи" в сельском деле для консультации и он с первого взгляда поставил диагноз:

- "Ширина борозды должна соответствовать ширине захвата лемеха плуга, а у тебя она значительно больше! Из-за этого плуг каждую борозду пашет как первую, а под отваленной землёй остаётся не срезанный (не пропаханный) участок. Плуг должен быть закреплён так, чтобы правый край лемеха был вровень со внутренним срезом правого колеса". А я-то не знал!! и более 10-ти лет пахал свои сотки и не обращал на это внимания, т.к. правый грунтозацеп интуитивно ставил ближе к корпусу мотоблока и указанные условия соблюдались, ну или почти соблюдались, наверное :)). На 2-х картинках ниже попробовал нарисовать что было сказано выше

Вывод простой: Целина ПМ-05 в нынешнем исполнении не обеспечивает правильную вспашку при работе с наиболее распространёнными плугами, входящими в комплект к мотоблоку или теми, что продаются в большинстве магазинов. Т.е. это Модуль Одной Борозды или просто Ездовой Модуль...

Надеюсь, Производитель прочитает эту статью и внесёт соответствующие изменения и доработки в конструкцию, а мои бесплатные идеи далее - считайте это подарком на новый 2020 год :) это то, как должно быть

Итак, первая идея - это устранение "косяка" со скобой: я сделал "скользящую" скобу!! Сделал из того, что было под рукой, кроме крепежа, естессвенно. Подробно описывать процесс, наверное, нет необходимости - просто покажу результат на фотографиях ниже и в пояснениях к ним, а если кто заинтересуется - пишите. Итак,

Т.к. живу в городе и до профессионального сварщика мне ещё оч.далеко, то времени на чертежи и "вылизывание" конструкции особо не было - слепил всё за пару дней:

Ещё я рассматривал вариант скобы на всю длину прицепного узла с отверстиями по всей длине (просто приварить швеллер с отверстиями), но отказался от этой идеи по двум причинам: 1. В этом случае будет сложно обеспечить совпадение края лемеха и колеса при смене плуга (а у меня их 3) и колёс. А каждый "потерянный" сантиметр приведёт к лишнему проходу. Например, при плуге с захватом 15см и потерей 2-х см дополнительную (или лишнюю) борозду придётся делать уже после 6-го/7-го прохода, а это примерно 1 метр, а если их 10 (метров)?. 2. В моих условиях так точно просверлить большое количество отверстий в такой конструкции не было возможности, равно как и искать кто это сможет сделать...

Недостатки "скользящей" скобы выявить пока не смог, т.к. нормально испытать эту конструкцию в реальной работе в этом году уже не успел. Проверил только всю конструкцию на прочность: пропахал большим плугом около четырёх сотен метров по следам трактора МТЗ на соседней ППП, где было полно комьев с травой. Нагрузка получилась явно выше средней, но всё выдержало и скоба не смещалась в сторону.

Правда, сильно пугало крепление рычага механизма подъёма прицепного узла, но об этом в следующей части...

Буду рад, если эта статья была полезной. Всем удачи!