Найти тему
Автоспорт и авиация

Настоящий V8. Двигатель Chevrolet ZL1

История великолепного мотора.

ZL1 - гоночный двигатель передовой конструкции....в дорожной машине
ZL1 - гоночный двигатель передовой конструкции....в дорожной машине

Пожалуй не один двигатель не заслужил так много уважения со стороны американских гонщиков и рядовых автолюбителей, как ZL1. Являясь творением нескольких фанатов мощности, и по совместительству служащих корпорации General Motors, он стал прекрасным образчиком передовой, для своего времени, инженерии.

-2

Изначально ZL1 не предполагалось устанавливать на дорожные Corvette и Camaro - он был создан для автоспорта. В 1966 году Chevrolet в чемпионате Can-Am потеряла лидирующие позиции, и чтобы вернуть себе преимущество над конкурентами, требовался мощный V-образный 8-ми цилиндровый двигатель. Чрезвычайно мощный. Прочность блока также должна была соответствовать показателям. Однако, перед инженерами встала другая проблема: чугунные блоки были прочными, но тяжелыми, что сказывалось на управляемости спортивных прототипов. Было решено использовать алюминий в блоке, головке блока, впускном коллекторе и большинстве других компонентов. В 1967 году на прототипе Chaparral 2F новый двигатель, с рабочим объемом 7 литров, дебютировал с оглушительным успехом.

Chaparral 2F - гоночный спортивный прототип с ZL1
Chaparral 2F - гоночный спортивный прототип с ZL1

В первой же гонке был установлен рекорд круга, а на заводской отдел Chevrolet посыпались заказы от других команд. Забегая вперед нужно отметить, что ZL1 стал практический стандартным силовым агрегатом для прототипов Can-Am на протяжении нескольких лет. На его основе создавались поистине невероятные моторы с объемом вплоть до 8.5 литров и мощностью до 930 лошадиных сил. Естественно, что ZL1 требовалось омологировать на дорожных автомобилях. В 1969 году он нашел свое место под капотом Camaro и Corvette. И тут, совсем не кстати, с центрального офиса GM последовал указ, запрещавший оснащать серийные модели моторами объемом более 400 кубических дюймов. Но всегда есть те, кто сможет найти лазейки в любых запретах и правилах. Возможность заказать двигатель существовала через программу Central Office Production Order или "COPO" , предназначенную для специальных транспортных средств, таких как такси, грузовики или машины с нестандартной колесной базой. Хот-роддеры использовали ее для обхода ограничения для Camaro - если нужен был ZL1, то Вы просто должны были дописать в бланке заказа "COPO 9560" с дополнительной пометкой АА или BA, означавшей 4-х ступенчатую механическую или автоматическую трансмиссию соответственно.

Серийный Chevrolet Corvette C3 с мотором ZL1
Серийный Chevrolet Corvette C3 с мотором ZL1

Перед тем, как ZL начал поставляться на гражданский рынок, по сравнению с гоночным вариантом потребовалось произвести несколько изменений. Систему смазки с сухим картером заменили на традиционную, содержащую в себе масляный насос с механическим приводом а распределительный вал получил другие, более подходящие для ежедневного использования углы открытия и перекрытия клапанов, дорожная выпускная система значительно снижала шумность. В общей сложности в продажу поступили 90 моторов заводской сборки: из них 69 установили на знаменитые Camaro COPO, 2 в Corvette (купе и кабриолет C3 ZL1), 2 остались в прототипах 9567, а 17 отправили в ящиках для последующей сборки. Проблема с ZL1 заключалась в том, что было необходимо найти достаточное число покупателей. По правилам NHRA для класса "Stock" требовалось произвести не менее 50-ти агрегатов. Соответствующее указание о реализации было отправлено дилерам. Благодаря гонщику и, по совместительству, главе успешного дилерского центра Chevrolet, Фреду Гиббу, был сделан заказ на требуемое количество. Являясь хорошим другом вице-президента компании Пита Эстеса, он в полной уверенности, что сможет распродать 50 моторов, внес за каждый 5200 долларов (не малые деньги даже по современным меркам). У него все получилось. Так, спустя некоторое время, биг-блоки (big block - большой мотор) разошлись по стране.

Что же делает ZL1 таким особенным ? Передовая конструкция, сочетавшая в себе полностью алюминиевый блок и головку, один высокопроизводительный карбюратор, степень сжатия 12.5 и рабочий объем 6997 кубических сантиметров (427 куб.дюймов) - обеспечивали заявленную мощность для дорожных автомобилей на уровне 430 лошадиных сил....Что далеко не соответствовало действительности. Гоночные корни сложно было скрыть установкой более тихой и снижавшей потенциал выпускной системы . После независимых замеров на стенде некоторые журналы заявили, что мощность составляет 585 лошадиных сил непосредственно на колесах! Тут речь и пойдет о нескольких Chevrolet Corvette третьего поколения (индекс C3), в которые установили такие моторы для продажи рядовым потребителям. Один из них (белого цвета)дорабатывал лично Жора (Захар )Аркус Дантов, а второй (красный) прошел через золотые руки инженера Гиба Хафстейдера. Третий, гоночный, принадлежал Джону Гринвуду - в 1973 году этот корвет, оснащенный ZL1 мощностью 750 лошадиных сил при 6500 об/мин, развил на прямой Мульсанн 346 км/ч, что стало новым рекордом для машин класса GT. Две дорожные машины впоследствии были проданы. Интересно, каково было ездить с мощностью 585 л.с, ведь даже купе второго поколения с двигателем L88 (мотор, который также создавался для гонок и развивал от 450 до 500 л.с в дорожном исполнении) легко разгонялись до более чем 260 км/ч ?

Корвет Джона Гринвуда, выступавший в Ле-Мане. В 1973 году этот корвет, оснащенный V-образным 8-ми цилиндровым двигателем ZL1 мощностью 750 лошадиных сил при 6500 об/мин, развил на прямой Мульсанн 346 км/ч, что стало новым рекордом для машин класса GT.
Корвет Джона Гринвуда, выступавший в Ле-Мане. В 1973 году этот корвет, оснащенный V-образным 8-ми цилиндровым двигателем ZL1 мощностью 750 лошадиных сил при 6500 об/мин, развил на прямой Мульсанн 346 км/ч, что стало новым рекордом для машин класса GT.

 Передовая конструкция, один высокопроизводительный карбюратор и рабочий объем 6997 кубических сантиметров (427 куб.дюймов). Сам автомобиль остался практически полностью серийным, за исключением удаления ненужного серийного оборудования, усиления подвески и добавления нескольких аэродинамических элементов, таких как передний сплиттер.
Передовая конструкция, один высокопроизводительный карбюратор и рабочий объем 6997 кубических сантиметров (427 куб.дюймов). Сам автомобиль остался практически полностью серийным, за исключением удаления ненужного серийного оборудования, усиления подвески и добавления нескольких аэродинамических элементов, таких как передний сплиттер.

А в 1967 году калифорнийский дилер Chevrolet отправил Corvette Stingray C2 под номером 9 с таким агрегатом на гонку 24 Часа Ле-Мана участвовать в классе GT, где машина развила на прямой 275 км/ч - на 35 км/ч быстрее, чем Ferrari 275 GTB/C, при том что "американец" был гораздо тяжелее. Если принять во внимание улучшенную аэродинамику C3, то можно предположить невероятные скоростные показатели . Один ZL1 стоил так дорого, что за эти деньги Вы могли купить Corvette с менее мощным мотором , но с полной комплектацией. Тем не менее не стоит оценивать его с позиции рядового потребителя. Это все равно, что если бы Porsche взяли мотор из 935 "Mody Dick", сделали несколько его копий, со слегка уменьшенной мощностью, и установили бы их в обычные купе 911. Это гоночный силовой агрегат. Он доминировал в серии Can-Am, вплоть до прихода турбированных 12-ти цилиндровых оппозитных монстров Porsche 917/10 и 917/30. Также не стоит забывать построенный известным пилотом и конструктором гоночных "корветов" Джоном Гринвудом ужасающе мощный, участвовавший Ле-Мане 1976 года, "Spirit of Le Mans" , сошедший лишь из-за лопнувшей покрышки: максимальная скорость 350 км/ч, ZL1 объемом 9.8 литра, 1000 лошадиных сил, а крутящий момент невозможно представить.... Жаль что в Chevrolet не стали развивать успех и не приняли участие в других первенствах. Хотя главной цели ZL1 все же достиг - продемонстрировать конкурентам потенциал компании. В наши дни цена на оригинальный двигатель превышает несколько сотен тысяч долларов. Многие ZL1 продолжают использоваться в исторических гонках Can-Am и рекордных заездах ,а некоторые энтузиасты строят реплики оригинальных дорожных C3 с этим легендарным мотором.

И завершая заметку, приведу Вам характеристики одного из моих самых любимых Корветов - "Дух Ле Мана."

Chevrolet Corvette Greenwood "Spirit of Le Mans" 1976 год.

Дух Ле Мана. Брутален, не так ли ?
Дух Ле Мана. Брутален, не так ли ?

Технические характеристики.
----- ДВИГАТЕЛЬ: на основе блока ZL1 от Chevrolet
* V-образный 8-ми цилиндровый с углом развала блока 90 градусов
* Блок цилиндров и головка блока из алюминиевого сплава
* Топливо: бензин.
* 4-х тактный.
* Атмосферный.
* Двигатель имеет жидкостное охлаждение.
* Двигатель расположен спереди, продольно, в пределах колесной базы.
* Подача топлива: созданная Джимом Кинслером (Jim Kinsler) механическая система впрыска топлива. Впускной коллектор c перекрестным расположением патрубков.
* 1 свеча на цилиндр.
* Рабочий объем (см3): 9832
* 2 клапана на цилиндр , один распределительный вал в развале блока цилиндров (OHV)
* Мощность 1000 л.с.
* Крутящий момент более 1100 Нм.
* Максимальные обороты: до 6900
* Система смазки с сухим картером.

-8

----- ШАССИ И КУЗОВ: номер шасси 007
* Периферийная рама с использованием компонентов General Motors . Создана Бобом Райли (Bob Riley)
* Кузов из стеклопластика.
----- ПОДВЕСКА:
* независимая спереди, зависимая сзади.
* Спереди: усиленные поперечные А-образные рычаги от серийного Chevrolet Corvette, винтовые пружины и амортизаторы, стабилизатор поперечной устойчивости
* Сзади: неразрезной усиленный ведущий мост Chevrolet c 12-ти болтовым креплением крышки дифференциала, тяга Панара. Иногда сзади могли дополнительно устанавливаться однолистовые продольные рессоры для формального соответствия требованиям о серийной подвеске.

-9

----- ТОРМОЗА И РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ:
* Рулевое управление - шестерня и рейка.
* Тормоза: дисковые, вентилируемые, на всех колесах.
- ТРАНСМИССИЯ:
* КПП: 4-х ступенчатая механическая
* Задний привод.

-10

- ШИНЫ И ДИСКИ:
* Колесные диски: размерностью 15х11 дюймов спереди и 15х17 сзади.
* Шины: размерностью спереди 24.5/10 - 15, сзади 28/17 - 15.
- ПОКАЗАТЕЛИ:
* 0-100 км/ч: менее 3.5 сек.
* Максимальная скорость на прямой Мюльсанн 354 км/ч.
* Масса автомобиля: менее 1400 кг.
* Соотношение мощности к массе: 700 + л.с на тонну.

-11

- КЛАСС АВТОМОБИЛЯ:
* Класс автомобиля: силуэт-прототип IMSA GTO
* Предназначен для участия в чемпионате IMSA GT и других независимых соревнованиях.

Все права на фото,видео и текстовые материала принадлежат их обладателям.

P/S. Жду ваших комментариев. Если заметка понравиться, то буду писать и о других моторах, автомобильных гоночных и авиационных - там есть, что рассказать ) Благодарю за внимание.

Источники:

https://media.gm.com/media/us/en/gm/autoshows/chicago.detail.html/content/Pages/news/us/en/2011/Feb/11chicago/chevrolet/0208_zl1_history.html

http://www.superchevy.com/features/1605-history-of-the-zl1-camaro

https://www.chevyhardcore.com/tech-stories/engine/the-427ci-big-block-comparing-l88-zl1-zz427-engines/

Книга "Camaro: Fifty Years of Chevy Performance"