Найти тему
VarТехник

Почему Т-90 почти не отличается от Т-72?

Т-90 по праву называется самым современным танком России. Многие с долей скептицизма относятся к его конкурентоспособности, особенно против западных детищ, но на самом деле Т-90 во многом отличается от конкурентов, что не всегда даёт право напрямую сравнивать разработку РФ и машины НАТО. Тем не менее, это не означает, что Т-90 совершенно новая машина. Почему так и что этому способствовало?

Создание Т-90.

Работы над будущим Т-90 начались 19 июня 1986 года. Тогда проект получил экспериментальный индекс Объект 188 и создавался параллельно Объекту 187. Отличия заключались в том, что первый прототип должен был стать вариантом модернизации существующих Т-72 до уровня Т-80 с поправками на автомат заряжания, двигатель и ходовую часть, а Объект 187 – новая боевая машина, которой предполагалось дать отличающийся индекс.

Объект 188
Объект 188

К 1988 году были созданы экспериментальные корпуса для Объекта 188 с поправками в компоновке и для изменения композитной брони. Оставили задел для смены башни на сварную. Да, сварные баши создавались ещё во временя СССР.

Объект 187
Объект 187

В 1989 году, Объект 188 сохранил внешние черты Т-72, но отличался от предшественника модификации Б композитной бронёй по типу трёхслойной лобовой детали («Контакт-5», сталь, стеклотекстолит, сталь, стеклотекстолит, сталь), а в башне использовали ячеистый наполнители, вместо кварцевых стержней, повысив эквивалент от кинетики на 50-80 мм и примерно на 100 мм от кумулятивных зарядов. Так же, на Объект 188 установили КОЭП «Штора-1». На Т-72Б КОЭП не устанавливался, а Т-80 имел «Штору» только в модификациях УК или УДК, то есть, в командирских версиях.

-4

Параллельно, Объект 187 возымел альтернативные версии силовых агрегатов (от серийного В-84МС до газотурбинных двигателей от Т-80У и Х-образного двигателя А-85-2), увеличенный габарит верхней лобовой детали корпуса, сварную башню пятиугольной формы (такую устанавливали на Т-90А) и улучшенную 125 мм пушку с индексом 2А66 (будущая 2А82-1М).

-5

Однако с развалом СССР, в 1992 году, от Объекта 187 отказались, приняв на вооружение Объект 188. Изначально, танк должен был получить серийный индекс Т-72БУ, но военно-политическая ситуация и поражение Т-72М в Иране. Чтобы привлечь внимание зарубежных инвесторов в период экономического кризиса, руководство УВЗ приняло Объект 188 под именем Т-90.

Конструкция танка.

Т-80 ранних версий без динамической защиты и навесного оборудования практически не отличается от Т-72. Оно и не удивительно… Как было сказано выше, Объект 188 планировался как очередная модификация Т-72 без серьёзных изменений и Т-90 образца 1992 года стал именно модификацией, а не новой моделью танка.

Т-90 Образца 1992 года
Т-90 Образца 1992 года

Ситуация изменилась только в 2004 году, когда производство танка Т-90 возобновили, а Индия получила все заказанные ею боевые машины. Полученных средств хватило для воссоздания сварной башни от Объекта 187 и её установки на существующее шасси с улучшенным лобовым бронированием. Хотя, по заявлениям многих экспертов, Т-90А образца 2004 года отличался от предшественников только башней, в то время как в 2006 году УВЗ серийно производил Т-90А с новым композитом в корпусе.

Т-90А
Т-90А

Не стоит забывать и про остальные элементы корпуса… В частности, до 2004 года Т-90 имел двигатель В-84, с мощностью 840 лошадиных сил при массе около 45-46 тонн. В версии А мотор заменили на В-92, с отдачей в 1 000 л.с. при массе в 46.7 тонны.

Объект 188М "Прорыв-2"
Объект 188М "Прорыв-2"

Автомат заряжания в Т-90А тоже не менялся со времён Т-72Б. По сути это та же конструкция с электроприводом и горизонтальной укладкой боеприпасов и метательных зарядов в количестве 22 штук. Ограничение по длине бронебойно-подкалиберных снарядов тоже оставалось прежним. По заявлениям конструкторов и СМИ, Т-90М обладает значительными улучшениям в автомате заряжания от увеличения диаметра карусели, что позволяет уложить подкалиберные снаряды большей длинны, до электропривода, который вращает конструкцию.

Итог.

Т-90 в ранних исполнениях практически не отличался от Т-72. Главным изменением стал композитный наполнитель, в то время как двигатель и внутреннее убранство фактически не отличалось. Однако, чем дальше улучшаю Т-90, тем сильнее отрыв от предшественника времён СССР. В этом можно убедиться с 2004 года, когда Т-90 версии А оснастили сварной башней, улучшенной СУО, более мощным двигателем. Модификация М так и вовсе кардинально отличается электроникой, автоматом заряжания, местом расположения не автоматизированного боеуклада и условиями работы командира, от возможности ведения огня из главного калибра со своего места до панорамного прицела и двух мониторов в распоряжении члена экипажа. И это ещё не затрагивая отсутствие бак-стеллажей и нового противоосколочного подбоя. Тем не менее, принципиально танк не новый и продолжает концепцию Т-72 образца 1973 года с поправками на требования времени.

-10

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.