Найти тему

Падший ангел или баловень судьбы

Джону Эверетту Миллесу (1829 - 1896 гг.) судьба благоволила с самого начала. Ему повезло родиться в счастливой и благополучной семье, не обделенной ни добросердечием, ни финансовым достатком. Первое образование юный Джон получал дома и родители, увидев склонность сына к искусству, всячески потакали его интересу. Они не только позировали сыну сами и мотивировали на это слуг, но и шили костюмы, чтобы мальчик мог писать картины на исторические и литературные сюжеты как можно более достоверно.

Следует отметить, что хороший костюм был по тем временам совсем не дешевым удовольствием. Например, знаменитое платье, в котором Элизабет Сиддал несколькими годами позже позировала для трагической Офелии стоило 4 фунта, что вполне могло составлять годовой заработок горничной в каком-нибудь отдаленном предместье, а житель столицы мог на эти деньги побаловать себя такой диковинкой как велосипед.

Сыны Вениамина захватывают Силоамских жен. Джон Эверетт Миллес. 1847 г.
Сыны Вениамина захватывают Силоамских жен. Джон Эверетт Миллес. 1847 г.

Труды и затраты родителей оправдались. Юный Джон Эверетт был бесспорно талантлив и в 11 лет поступил в художественную школу при Королевской академии искусств, став самым юным ее студентом за всю историю учебного заведения. Первые работы Миллеса были выдержаны во вполне академическом духе и "юный гений" быстро стал любимцем Академии. Но беда пришла откуда ее не ждали - именно в Академии Джон Эверетт Миллес познакомился с Уильямом Холманом Хантом, который впоследствии познакомил его с Данте Габриэлем Россетти. Миллесу было в ту пору 19 лет, Холману Ханту - 21 год, а Россетти едва перевалило за 20. Пылкие юноши быстро сдружились, сошлись во взглядах на жизнь и искусство и основали в 1848 году "Братство Прерафаэлитов", призванное бороться против академизма за истинную красоту.

Лоренцо и Изабелла. Джон Эверетт Миллес. 1849 г.
Лоренцо и Изабелла. Джон Эверетт Миллес. 1849 г.

Первым полотном, которое Миллес написал под аббревиатурой PRB (Pre-Raphaelite Brotherhood / Братство Прерафаэлитов) и представил на суд общественности стала картина, посвященная поэме Джона Китса "Изабелла и ее горшок с базиликом" (Подробнее о поэме и ее художественном наследии можно прочитать тут). Вопреки традиции Миллес не стал изображать юную девушку в обнимку с горшком базилика, в котором похоронена голова ее возлюбленного, а изобразил чинный семейный обед, на котором присутствуют все герои произведения. Работа выдержана в скрупулезной манере и публика встретила ее прохладно.

Христос в доме своих родителей. Джон Эверетт Миллес. 1850 г.
Христос в доме своих родителей. Джон Эверетт Миллес. 1850 г.

Годами позже в 1850 году Миллес написал картину "Христос в доме родителей". Казалось, что счастливая звезда изменила художнику. Идеи братства и их картины были приняты публикой очень холодно. А разгромный фельетон Чарльза Диккенса, по поводу творчества "братьев", и вовсе был посвящен практически исключительно картине Миллеса, который, по мнению Диккенса, посягнул на одну из главных "скреп" викторианского общества - святое семейство, изобразив его при этом не почтительно и как подобает (с нимбами и в сонме ангелов), а самыми обычными, да еще и не особо привлекательными людьми. Эстетические чувства классика английской литературы были оскорблены и , вслед за ним, себя почувствовала оскорбленной и викторианская общественность.

Но и тут несчастье таило в себе удачу, Во-первых, не смотря на весьма критические отзывы прессы и массовое возмущение, гравированные копии картины пользовались большим успехом и разошлись "на ура"весьма внушительным тиражом, что принесло начинающему художнику не плохой доход. А во-вторых, за Прерафаэлитов вообще и Миллеса в частности заступился Джон Рескин.

Подружка невесты. Джон Эверетт Миллес. 1851 г.
Подружка невесты. Джон Эверетт Миллес. 1851 г.

Меценат и искусствовед Джон Рескин с самого начала был покровителем братства молодых художников и в эту пору именно Миллес стал его любимцем, критик видел в нем "второго Тернера". Поддержка Джона Рескина помогла двум юным прерафаэлитам Миллесу и Холману Ханту отправиться на летние этюды в графство Суррей. Именно там, на берегах реки Хогсмилл было сделано большинство пейзажных зарисовок для самой известной из картин Миллеса - "Офелии". А двумя годами позже Джон Рескин пригласил молодого художника провести лето в его поместье в Шотландии и там Джон Эверетт Миллес познакомился с любовью всей своей жизни и будущей женой Эуфимией. Правда, в ту пору Эфии уже была замужем и не за кем-нибудь, а за Джоном Рескиным. Но их брак не был удачным. Встреча с молодым художником и вспыхнувшее между ними чувство побудили девушку взять судьбу в свои руки и в 1853 году Эффи ушла от мужа и подала на развод.

Офелия. Джон Эверетт Миллес. 1852 г.
Офелия. Джон Эверетт Миллес. 1852 г.

Разумеется в консервативном обществе разразился по этому поводу настоящий скандал, который лег в основу даже нескольких театральных постановок. Впоследствии, когда Эффи уже была женой Миллеса и ему было присвоено звание баронета, она как разведенная женщина, все равно не могла бывать при дворе. Но, несмотря на широкий общественный резонанс, сами участники конфликта вели себя по отношению друг к другу максимально корректно. Эффи уйдя от мужа, вернулась в дом своих родителей и на всем протяжении бракоразводного процесса, который длился почти два года, она ни разу не встречалась с Джоном Миллесом. Рескин же, в свою очередь, даже после развода не высказывал по отношению к жене и бывшему протеже никакой неприязни.

1853 год стал поворотным в жизни Джона Эверетта Миллеса не только потому, что в этот год он познакомился со своей будущей женой и она решилась оставить своего первого мужа, но и потому, что в этом году он вступил в Королевскую академию художеств, со вкусами и стилем которой еще несколько лет назад он обещал бороться. Былые "братья" восприняли этот шаг как предательство, разочарованный Данте Габриэль Россетти окрестил Миллеса "падшим ангелом" и объявил о распаде Братства Прерафаэлитов, которое просуществовало всего 5 лет.

Портрет Джона Рескина. Джон Эверетт Миллес. 1854 г.
Портрет Джона Рескина. Джон Эверетт Миллес. 1854 г.

В 1855 году Эфии и Эверетт (именно так жена всю жизнь называла Миллеса, поскольку его первое имя было идентично имени ее первого мужа) благополучно поженились. Этот брак навсегда изменил не только жизнь, но и живописную манеру художника, которая стала не только мягче и свободнее, но и значительно ближе к традиционным викторианским вкусам.

О том был ли Прерафаэлизм для Миллеса юношеской блажью, с которой он с легкостью расстался повзрослев или истинной страстью души, которую художнику пришлось предать ради возможности содержать семью и восьмерых детей, которых не прокормила бы "грядущая слава", искусствоведы спорят до сих пор.

Ряд картин, написанных Миллесом сразу после выхода из братства, и впрямь наполнены лиризмом и тоской, которые легко принять за сожаление. Но, если тоска по братству и мучила художника, то не долго. Его ждали успех и слава. За последующие 40 лет Джон Эверетт Миллес стал не только самым известным, но и самым высокооплачиваемым художником Великобритании. Спектр его полотен был очень широк от детских портретов, до пейзажей и исторических картин. В 1885 году его доход составлял 30 000 фунтов в год. Невероятная по тем временам сумма. В 1895 году художник возглавил Королевскую академию искусств, а, когда он слег из-за проблем со здоровьем, сама королева Виктория написала ему, чтобы поинтересоваться, что она могла бы сделать для великого мастера.

Если Миллес и изменил Братству Прерафаэлитов, то живописи он не изменял никогда. Несмотря на широкий круг своих живописных интересов и огромный масштаб работ, все его картины выполнены с невероятной тщательностью и мастерством. А все его портреты, хоть и потворствовавшие вкусам викторианской эпохи, никогда не льстили оригиналу и не грешили против истины.

Думаю, что для того, чтобы "оставаться на волне" Миллесу не приходилось кривить душой. Он любил живопись больше, чем мистический романтизм и был по духу куда большим викторианцем, чем прерафаэлитом. Борьба за "свежесть и новизну" не была его коньком, как истинный буржуа он предпочитал хороший ужин, хорошему диспуту, любил охоту, рыбалку, семейные вечера и вздремнуть у камина.

Автопортрет. Джон Эверетт Миллес.
Автопортрет. Джон Эверетт Миллес.

Те картины, которые принесли Джону Эверетту Миллесу звание баронета и многотысячные гонорары, и те картины, которые сохранили его имя в веках - это разные картины. И самые известные на сегодняшний день работы художника все же были отмечены аббревиатурой PRB.

Мы будем благодарны Вам за поддержку нашей работы.