Джону Эверетту Миллесу (1829 - 1896 гг.) судьба благоволила с самого начала. Ему повезло родиться в счастливой и благополучной семье, не обделенной ни добросердечием, ни финансовым достатком. Первое образование юный Джон получал дома и родители, увидев склонность сына к искусству, всячески потакали его интересу. Они не только позировали сыну сами и мотивировали на это слуг, но и шили костюмы, чтобы мальчик мог писать картины на исторические и литературные сюжеты как можно более достоверно.
Следует отметить, что хороший костюм был по тем временам совсем не дешевым удовольствием. Например, знаменитое платье, в котором Элизабет Сиддал несколькими годами позже позировала для трагической Офелии стоило 4 фунта, что вполне могло составлять годовой заработок горничной в каком-нибудь отдаленном предместье, а житель столицы мог на эти деньги побаловать себя такой диковинкой как велосипед.
Труды и затраты родителей оправдались. Юный Джон Эверетт был бесспорно талантлив и в 11 лет поступил в художественную школу при Королевской академии искусств, став самым юным ее студентом за всю историю учебного заведения. Первые работы Миллеса были выдержаны во вполне академическом духе и "юный гений" быстро стал любимцем Академии. Но беда пришла откуда ее не ждали - именно в Академии Джон Эверетт Миллес познакомился с Уильямом Холманом Хантом, который впоследствии познакомил его с Данте Габриэлем Россетти. Миллесу было в ту пору 19 лет, Холману Ханту - 21 год, а Россетти едва перевалило за 20. Пылкие юноши быстро сдружились, сошлись во взглядах на жизнь и искусство и основали в 1848 году "Братство Прерафаэлитов", призванное бороться против академизма за истинную красоту.
Первым полотном, которое Миллес написал под аббревиатурой PRB (Pre-Raphaelite Brotherhood / Братство Прерафаэлитов) и представил на суд общественности стала картина, посвященная поэме Джона Китса "Изабелла и ее горшок с базиликом" (Подробнее о поэме и ее художественном наследии можно прочитать тут). Вопреки традиции Миллес не стал изображать юную девушку в обнимку с горшком базилика, в котором похоронена голова ее возлюбленного, а изобразил чинный семейный обед, на котором присутствуют все герои произведения. Работа выдержана в скрупулезной манере и публика встретила ее прохладно.
Годами позже в 1850 году Миллес написал картину "Христос в доме родителей". Казалось, что счастливая звезда изменила художнику. Идеи братства и их картины были приняты публикой очень холодно. А разгромный фельетон Чарльза Диккенса, по поводу творчества "братьев", и вовсе был посвящен практически исключительно картине Миллеса, который, по мнению Диккенса, посягнул на одну из главных "скреп" викторианского общества - святое семейство, изобразив его при этом не почтительно и как подобает (с нимбами и в сонме ангелов), а самыми обычными, да еще и не особо привлекательными людьми. Эстетические чувства классика английской литературы были оскорблены и , вслед за ним, себя почувствовала оскорбленной и викторианская общественность.
Но и тут несчастье таило в себе удачу, Во-первых, не смотря на весьма критические отзывы прессы и массовое возмущение, гравированные копии картины пользовались большим успехом и разошлись "на ура"весьма внушительным тиражом, что принесло начинающему художнику не плохой доход. А во-вторых, за Прерафаэлитов вообще и Миллеса в частности заступился Джон Рескин.
Меценат и искусствовед Джон Рескин с самого начала был покровителем братства молодых художников и в эту пору именно Миллес стал его любимцем, критик видел в нем "второго Тернера". Поддержка Джона Рескина помогла двум юным прерафаэлитам Миллесу и Холману Ханту отправиться на летние этюды в графство Суррей. Именно там, на берегах реки Хогсмилл было сделано большинство пейзажных зарисовок для самой известной из картин Миллеса - "Офелии". А двумя годами позже Джон Рескин пригласил молодого художника провести лето в его поместье в Шотландии и там Джон Эверетт Миллес познакомился с любовью всей своей жизни и будущей женой Эуфимией. Правда, в ту пору Эфии уже была замужем и не за кем-нибудь, а за Джоном Рескиным. Но их брак не был удачным. Встреча с молодым художником и вспыхнувшее между ними чувство побудили девушку взять судьбу в свои руки и в 1853 году Эффи ушла от мужа и подала на развод.
Разумеется в консервативном обществе разразился по этому поводу настоящий скандал, который лег в основу даже нескольких театральных постановок. Впоследствии, когда Эффи уже была женой Миллеса и ему было присвоено звание баронета, она как разведенная женщина, все равно не могла бывать при дворе. Но, несмотря на широкий общественный резонанс, сами участники конфликта вели себя по отношению друг к другу максимально корректно. Эффи уйдя от мужа, вернулась в дом своих родителей и на всем протяжении бракоразводного процесса, который длился почти два года, она ни разу не встречалась с Джоном Миллесом. Рескин же, в свою очередь, даже после развода не высказывал по отношению к жене и бывшему протеже никакой неприязни.
1853 год стал поворотным в жизни Джона Эверетта Миллеса не только потому, что в этот год он познакомился со своей будущей женой и она решилась оставить своего первого мужа, но и потому, что в этом году он вступил в Королевскую академию художеств, со вкусами и стилем которой еще несколько лет назад он обещал бороться. Былые "братья" восприняли этот шаг как предательство, разочарованный Данте Габриэль Россетти окрестил Миллеса "падшим ангелом" и объявил о распаде Братства Прерафаэлитов, которое просуществовало всего 5 лет.
В 1855 году Эфии и Эверетт (именно так жена всю жизнь называла Миллеса, поскольку его первое имя было идентично имени ее первого мужа) благополучно поженились. Этот брак навсегда изменил не только жизнь, но и живописную манеру художника, которая стала не только мягче и свободнее, но и значительно ближе к традиционным викторианским вкусам.
О том был ли Прерафаэлизм для Миллеса юношеской блажью, с которой он с легкостью расстался повзрослев или истинной страстью души, которую художнику пришлось предать ради возможности содержать семью и восьмерых детей, которых не прокормила бы "грядущая слава", искусствоведы спорят до сих пор.
Ряд картин, написанных Миллесом сразу после выхода из братства, и впрямь наполнены лиризмом и тоской, которые легко принять за сожаление. Но, если тоска по братству и мучила художника, то не долго. Его ждали успех и слава. За последующие 40 лет Джон Эверетт Миллес стал не только самым известным, но и самым высокооплачиваемым художником Великобритании. Спектр его полотен был очень широк от детских портретов, до пейзажей и исторических картин. В 1885 году его доход составлял 30 000 фунтов в год. Невероятная по тем временам сумма. В 1895 году художник возглавил Королевскую академию искусств, а, когда он слег из-за проблем со здоровьем, сама королева Виктория написала ему, чтобы поинтересоваться, что она могла бы сделать для великого мастера.
Если Миллес и изменил Братству Прерафаэлитов, то живописи он не изменял никогда. Несмотря на широкий круг своих живописных интересов и огромный масштаб работ, все его картины выполнены с невероятной тщательностью и мастерством. А все его портреты, хоть и потворствовавшие вкусам викторианской эпохи, никогда не льстили оригиналу и не грешили против истины.
Думаю, что для того, чтобы "оставаться на волне" Миллесу не приходилось кривить душой. Он любил живопись больше, чем мистический романтизм и был по духу куда большим викторианцем, чем прерафаэлитом. Борьба за "свежесть и новизну" не была его коньком, как истинный буржуа он предпочитал хороший ужин, хорошему диспуту, любил охоту, рыбалку, семейные вечера и вздремнуть у камина.
Те картины, которые принесли Джону Эверетту Миллесу звание баронета и многотысячные гонорары, и те картины, которые сохранили его имя в веках - это разные картины. И самые известные на сегодняшний день работы художника все же были отмечены аббревиатурой PRB.
Мы будем благодарны Вам за поддержку нашей работы.