"Никому не нужна уверенность. Никто не против небольшой неопределенности".
"Бумажный Грааль" - это история для тех, кто никуда не спешит, кто готов аккуратненько распутывать происходящее. В книге упоминается странный культ "клейщиков" (gluers), которые собирают все, что под руку попадется - всякую мелочь, наклейки там, фигурки всякие - и собирают их в единое целое. Иногда даже работающее. Например, в маленькую летающую тарелку. Вот и сам роман, в общем-то, производит примерно такое же впечатление - в нем смешано много разного, на первый взгляд, достаточно сложно стыкующегося, и все-таки каким-то загадочным образом оно работает.
В основе сюжета - вроде бы - мистическая история о поиске старинного рисунка, за которым главный герой, сотрудник музея, приезжает в места, где давным давно не бывал. Он рассчитывает не только выполнить задание музея, но и разобраться в себе. Но почти сразу же он оказывается втянут во внутренние конфликты маленького городка, причем большую часть времени он мало что понимает в происходящем и дейсвует наобум либо просто покоряется обстоятельствам. История о поиске "бумажного грааля", этого загадочного рисунка, постепенно отходит на второй план, теряется среди деталей и разговоров, но это странным обрзаом не раздражает. В какой-то момент я ощутила, что если герои так дальше и будут ездить по дорогам, заходя то туда, то сюда, обсуждая всякие жизненные вопросы, это меня тоже не сильно разочарует.
Из-за того, что роман напоминает произведение "клейщика", как-то связно описать запомнившиеся моменты довольно сложно. Но вот что там, например, было:
- слегка (или не слегка) безумная ведьма, которая в духе Королевы из "Алисы в Стране Чудес" перекрашивает цветы, только делает это, добавляя в почву рыбью кровь и прочие странные составы;
- много образов Шалтая-Болтая и его мистическое толкование (кстати, еще и "синдром Шалтая-Болтая" - непреодолимое желание восстановить разбитое);
- оригами и его магическое применение;
- дом с потайными ходами и странными подвалами;
- описания сновидений, которые выглядят чуть ли не четче и яснее, чем описания реальных событий;
- сарайчик, в котором хранятся не то платоновские идеи, не то машина для вызова дождя (а на самом деле еще что-то более интересное;
- история о родственных отношениях и возвращении на "малую родину".
У меня осталось ощущение, что книга, как и "Подземный Левиафан", кончается там, где "всë самое интересное" будто бы только начинается. Возможно, это в целом свойственно автору - фокусироваться не на сюжетах, а как бы на их предысториях.
В остальном книга мне понравилась, но в значительной степени потому, что я слушала ее в аудиоверсии. Кажется, в текстовом виде такое неспешное повествование переварить было бы куда сложнее. А во время прогулок идет просто прекрасно. Даже в самые напряженные моменты сюжета автор действительно никуда не спешит.