Сплаттер (splatter) - изначально поджанр, а затем специфическая разновидность фильмов ужасов, основанная на "графическом изображении насилия". Но это в теории, а на практике под термином "сплаттер" стали пониматься хорроры, а потом и не только хорроры, в которых кровь бьет такими фонтанами, что о какой-либо реалистичности и/или натуралистичности происходящего на экране речи уже не идёт.
На протяжении 60-х и начала 70-х, когда сплаттер существовал в качестве самостоятельного киножанра, он честно пытался шокировать малоискушенную в экранных ужасах аудиторию, но после того как хардгор просочился в другие субжанры ужасов (джалло, зомби-муви, слэшер и другие), сплаттер в качестве самостоятельного явления сошел на нет, и сейчас под этим словом понимается любое кино, где бьют фонтаны бутафорской крови, от "Зловещих мертвецов 2" Сэма Рэйми до "Живой мертвечины" Питера Джексона. В настоящее время термин означает что-то кровавое и в следствие этого намеренно или непреднамеренно забавное. В результате чего, клеймо сплаттера в последнее время лепят почти на что угодно, включая фильмы жанра "героического кровопролития", например, "Круто сваренных" Джона Ву.
5 фильмов, которые стоит посмотреть для понимания явления
Кровавый пир (Blood Feast), 1963, режиссер - Хершел Гордон Льюис
Крёстный отец сплаттера Хершел Гордон Льюис своим режиссерским дарованием напоминает таких широко известных в узких и не только кругах людей, как Эд Вуд, Дэвид Прайор и Томми Вайсо. Фильм про маньяка, считающего себя жрецом богини Иштар и приносящего ей кровавые жертвы, сегодня выглядел бы гомерически смешной комедией, если бы не был так затянут. Льюис похоже не знает, чем ему занять своих персонажей, и растягивает каждую сцену, которая в нормальном кино заняла бы секунд 30, минут на 5.
Две тысячи маньяков (Two Thousand Maniacs!), 1964, режиссер - Хершел Гордон Льюис
Если "Кровавый пире" было тяжело смотреть физически не из-за шокирующего контента, а скорее из-за особенностей режиссуры, то "Две тысячи маньяков", хоть и нельзя назвать хорошим фильмом, смотреть можно. В нулевых даже вышел ремейк с Робертом Инглундом в главной роли.
Инопланетное рагу (Bad Taste), 1987, режиссер - Питер Джексон
Режиссерский дебют самого известного новозеландского режиссера представляет собой избыточную во всех смыслах фантастическую хоррор-комедию об инопланетянах, прибывших на землю с целью использовать человечество в качестве мясного ресурса для инопланетных фаст-фудов. В "Инопланетном рагу" в гораздо большей степени, чем в "Живой мертвечине" чувствуется влияние Хершела Льюиса, с той лишь разницей, что комедия у Джексона преднамеренная.
История о Рикки (Lik wong), 1991, режиссер - Нгай Кай Лам
Образцовый фильм гонконгской 3-й категории и одновременно отличный пример того, что сплаттер может существовать не только в формате хоррора, но и как кунг-фу боевик.
Ичи-киллер (Koroshiya 1), 2001, режиссер - Такаси Миике
Говоря о сплаттере, нельзя пройти мимо японцев, которые в плане эксентричного гора легко уделывают и англосаксов, и итальянцев.