Найти в Дзене
Справочник кинопижона

Сплаттер: есть такой жанр хоррора

Оглавление

Сплаттер (splatter) - изначально поджанр, а затем специфическая разновидность фильмов ужасов, основанная на "графическом изображении насилия". Но это в теории, а на практике под термином "сплаттер" стали пониматься хорроры, а потом и не только хорроры, в которых кровь бьет такими фонтанами, что о какой-либо реалистичности и/или натуралистичности происходящего на экране речи уже не идёт.

Крёстный отец сплаттера Хершел Гордон Льюис читает вслух "кровавые истории на ночь"
Крёстный отец сплаттера Хершел Гордон Льюис читает вслух "кровавые истории на ночь"

На протяжении 60-х и начала 70-х, когда сплаттер существовал в качестве самостоятельного киножанра, он честно пытался шокировать малоискушенную в экранных ужасах аудиторию, но после того как хардгор просочился в другие субжанры ужасов (джалло, зомби-муви, слэшер и другие), сплаттер в качестве самостоятельного явления сошел на нет, и сейчас под этим словом понимается любое кино, где бьют фонтаны бутафорской крови, от "Зловещих мертвецов 2" Сэма Рэйми до "Живой мертвечины" Питера Джексона. В настоящее время термин означает что-то кровавое и в следствие этого намеренно или непреднамеренно забавное. В результате чего, клеймо сплаттера в последнее время лепят почти на что угодно, включая фильмы жанра "героического кровопролития", например, "Круто сваренных" Джона Ву.

5 фильмов, которые стоит посмотреть для понимания явления

Кровавый пир (Blood Feast), 1963, режиссер - Хершел Гордон Льюис

-2

Крёстный отец сплаттера Хершел Гордон Льюис своим режиссерским дарованием напоминает таких широко известных в узких и не только кругах людей, как Эд Вуд, Дэвид Прайор и Томми Вайсо. Фильм про маньяка, считающего себя жрецом богини Иштар и приносящего ей кровавые жертвы, сегодня выглядел бы гомерически смешной комедией, если бы не был так затянут. Льюис похоже не знает, чем ему занять своих персонажей, и растягивает каждую сцену, которая в нормальном кино заняла бы секунд 30, минут на 5.

Две тысячи маньяков (Two Thousand Maniacs!), 1964, режиссер - Хершел Гордон Льюис

-3

Если "Кровавый пире" было тяжело смотреть физически не из-за шокирующего контента, а скорее из-за особенностей режиссуры, то "Две тысячи маньяков", хоть и нельзя назвать хорошим фильмом, смотреть можно. В нулевых даже вышел ремейк с Робертом Инглундом в главной роли.

Инопланетное рагу (Bad Taste), 1987, режиссер - Питер Джексон

-4

Режиссерский дебют самого известного новозеландского режиссера представляет собой избыточную во всех смыслах фантастическую хоррор-комедию об инопланетянах, прибывших на землю с целью использовать человечество в качестве мясного ресурса для инопланетных фаст-фудов. В "Инопланетном рагу" в гораздо большей степени, чем в "Живой мертвечине" чувствуется влияние Хершела Льюиса, с той лишь разницей, что комедия у Джексона преднамеренная.

История о Рикки (Lik wong), 1991, режиссер - Нгай Кай Лам

-5

Образцовый фильм гонконгской 3-й категории и одновременно отличный пример того, что сплаттер может существовать не только в формате хоррора, но и как кунг-фу боевик.

Ичи-киллер (Koroshiya 1), 2001, режиссер - Такаси Миике

-6

Говоря о сплаттере, нельзя пройти мимо японцев, которые в плане эксентричного гора легко уделывают и англосаксов, и итальянцев.