Найти тему
СИЛА ХОДЬБЫ

Жажда победы любой ценой

Ошибка начинающих ходоков – желание быстро достичь успеха и невнимание к правилам, а соответственно к подготовке и исполнению техники по принципу: и так сойдет. Но сейчас речь пойдет о профессионалах. В большом спорте есть истории, которые рассказывают о том, как некоторые спортсмены хотят подняться на пьедестал любой ценой и чего стоит борьба с такими хитрецами.

Поскольку наш канал о ходьбе, то и сюжет мы берем из Мира Скороходов. Это было более 50 лет назад на Олимпиаде в Мехико. Наша история о том, как великий ходок Владимир Голубничий чуть не стал жертвой мексиканского спортсмена, который "ослеп" от жажды победы и забыл об этике и правилах, а под "мексиканский тоннельный каток" попал другой советский спортсмен Николай Смага. Но обо всем по порядку.

Советский мастер-скороход Владимир Голубничий на дистанции 20 км. Мехико-1968
Советский мастер-скороход Владимир Голубничий на дистанции 20 км. Мехико-1968

14 октября 1968. Дистанция 20 км. Высота над уровнем моря 2250 метров. Жара. Советские ходоки Владимир Голубничий и Николай Смага, которые были не совсем готовы к таким акклиматизационным трудностям, решают использовать командную тактику. План состоит в том, чтобы поочередно дергать соперников на дистанции. Но стартового дуэта не получилось, Смага на кануне почувствовал недомогание и не смог поддержать напарника в начале дистанции. Со старта Голубничему удалось "прицепиться" к скоростному американцу Рональду Лэрду. Дуэт лидеров сразу сумел оторваться от пелотона, но на втором километре они пропустили поворот. Соперники могли ликовать. Голубничий же собрал силы в кулак и последующие шесть километров догонял группу лидеров, а Лэрд "сдулся" и выбыл из борьбы. Когда Голубничий поравнялся со Смагой его состояние было на грани срыва.

«Мексиканская высота — коварная штука, — вспоминал Голубничий. — Никогда не знаешь, какой удар она тебе нанесёт — то ли по нервам, то ли по сосудам, то ли по сердцу. Мне она нанесла удар по печени, как самый заправский боксёр. Боль такая, что каждый новый шаг кажется последним. Я говорю Коле: «Веди, плохо моё дело». Смага и повёл».

Они шли тандемом. Голубничий смог восстановиться благодаря помощи товарища по команде, которому пришлось сдерживать темп и жертвовать своими шансами. В итоге за два километра до финиша уже Голубничий повел Смагу и командный тандем сумел оторваться от пелотона. Преследователи отставали почти на 200 метров - большое расстояние, которое отыграть практически невозможно. Мог получиться победный дубль, но дальше "на сцену" выходит "тоннельный бегун" из Мексики Хосе Педраса.

Мексиканец Хосе Педраса (№20)
Мексиканец Хосе Педраса (№20)
«Что касается Педрасы, то по стадиону он шёл нормально, — вспоминает Голубничий. — Я же тоже потом запись просматривал. Другой вопрос, что происходило в довольно длинном туннеле перед стадионом? Я же перед входом на арену оглянулся — сзади Коля Смага, мой партнёр и добрый приятель, чуть дальше — мексиканец, причём на явно безопасном расстоянии. Метров 30 там было, а то и больше. Такие гандикапы на столь коротком отрезке не отыгрываются. Иду уже по стадиону — и слышу нарастающий гул трибун. Вновь оглядываюсь, а Педраса уже Колю обошёл, несётся как вихрь, вот-вот меня догонит. Я вот что потом подумал: очевидно, в туннеле судьи по понятным причинам закрыли глаза на то, что Хосе сделал небольшой спринтерский рывок — и расстояние сократил, и мышцы размял, благодаря чему шёл на финише так быстро».

Кстати, Хосе Педраса пришёл в спортивную ходьбу из бега на длинные дистанции.

Обгон. Хосе Педраса (третий), Николай Смага (второй), Владимир Голубничий (первый)
Обгон. Хосе Педраса (третий), Николай Смага (второй), Владимир Голубничий (первый)

В документальном фильме Full Olympic Film - Mexico City 1968 Olympic Games хорошо видно, что Педраса почти бежит сразу после выхода из тоннеля. Когда он понял, что его могут просто дисквалифицировать, а это может случиться и после финиша, он стал контролировать шаг. Это привело к тому, что Педраса потерял темп, отпустил Голубничего чуть вперёд и финишировал через 1,6 секунды после чемпиона. Обязательно посмотрите эти исторические кадры: на 20.30 минуте старт скороходов и пропуск поворота лидерами, на 23.00 минуте "тоннельный рывок" Педраса, его обгон Смаги и победный финиш Голубничего.

В.Голубничий на финише, за спиной Голубничего искаженное лицо Хосе Педраса
В.Голубничий на финише, за спиной Голубничего искаженное лицо Хосе Педраса

Жажда победы "ослепила" не только Педраса, но и судей на дистанции (в тоннеле). Впрочем, дело было в Мексике. Вот что написал Гавриил Коробов в своей книге «Записки легкоатлета»:

«Когда, разгорячённый всем увиденным, я буквально схватил “за грудки” главного судью соревнований итальянца Джорджиа Обервечера и закричал: “Как ты мог допустить это?” — хладнокровный экс–рекордсмен мира в метании диска, освободив лацканы своего судейского пиджака из моих рук, сказал: “Габриэль! У нас у всех есть семьи. Имей в виду, что каждый третий сидящий на трибуне имеет в кармане пистолет. Мы с тобой в Мексике! Я хочу вернуться домой живым. Педрасу дисквалифицировать на глазах этой толпы было невозможно».

В таких невыносимых условиях Владимир Голубничий все-таки смог победить «слепых» судей и наплевавшего на правила соперника. В 2012 году IAAF объявила список из 24 лучших легкоатлетов, в число которых вошёл и мастер спортивной ходьбы, украинский атлет, Владимир Голубничий.

Full Olympic Film - Mexico City 1968 Olympic Games

Подписывайтесь на канал "СИЛА ХОДЬБЫ"