Найти тему
Лисьи проделки

Места в России: Заброшенная железная дорога «Туапсинка»

Любителям заброшек – железная дорога «Армавир – Ставрополь», часть так называемой «туапсинки», которая была разрушена через семь лет после открытия в начале прошлого века. В нормальном состоянии на этом отрезке осталось немного объектов, по трем из них мы прокатились: Веселовский мост, остатки водонапорной башни бывшей станции в станице Николаевской, едва заметная платформа этой же станции и Николаевский мост.

Столетний 35-метровый Веселовский мост. фото автора
Столетний 35-метровый Веселовский мост. фото автора

Самые интересные сооружения – это мосты, литые бетонные конструкции, которым более ста лет. И они до сих пор стоят. Железная дорога, которой суждено было «жить» меньше десятилетия...

Неким мистицизмом отдает история «туапсинки», дело в том, что практически никаких фотографий и сведений о ней (точнее ее части Армавир-Ставрополь) не осталось. Историю этой дороги собирают по крупинкам. Зато часть дороги от Армавира до Туапсе действует до сих пор, например, по некоторым туннелям и мостам в сторону Сочи поезда ездят и поныне.

Структура железных дорог. картинка из открытых источников.
Структура железных дорог. картинка из открытых источников.

Вообще отрезок Армавир – Ставрополь стали делать в начале XX века, как альтернативу Владикавказской железной дороге, которая брала огромные деньги за перевозку зерна, коим промышлял Краснодарский край и Ставропольский. «Бизнесмены» того времени не были согласны с такой политикой, уж больно дорого выходили перевозки, а дорога была одна – монополисты в общем они были. Поэтому появилась идея построить «народную» железную дорогу, таким образом создается акционерное общество «Армавир», суть которого - распространить акции среди населения губерний, где проходила дорога. Претворять в жизнь проект взялся инженер Петр Николаевич Перцов, правда ему вставляли палки в колеса, тогдашний министр финансов лоббировал интересы тех самых монополистов, и всячески препятствовал строительству.

Веселовский мост в действии. Фото из открытых источников.
Веселовский мост в действии. Фото из открытых источников.

Тем не менее, в году этак 1908 образовалось акционерное общество «Армавир», и началось строительство железной дороги. Акции впоследствии были распределены между купцами, крестьянами и казаками, с этим связаны интересные истории.

Акции выдавались крестьянам, казакам и купцам - людям не ахти образованным, а порой и вовсе «темным». Естественно, им едва ли не на пальцах объясняли, что это за акции, и для чего они. В основном пояснения сводились к тому, что благодаря этим бумажкам вы (крестьяне) являетесь со-владельцами железной дороги. Но люди далекие от подобных терминов и деятельности, принимали эти слова буквально, и считали себя владельцами всей дороги. Могли сесть на станции в поезд без билета и сказать: «Поехали! Я хозяин железной дороги». А еще, железная дорога проходила по землям, чаще находящейся в чьей-то собственности. Бывало, что лихие казаки могли преградить путь и не пускать на свои земли, мотивируя тем, что они хозяева железной дороги, и не разрешают этому поезду тут ехать.

Так вот, несмотря на козни минфина, дорогу все-таки начали строить. И в 1909 году была открыта железнодорожная станция в Армавире, а в 1910 году дорога протянулась до Белореченской, а потом дальше на Туапсе, с веткой на Майкоп. В 1916 году, построенная всего за три года, при сложных условиях холмистой местности и Ставропольского предгорья, открылась ветка Армавир - Ставрополь.

Веселовский мост. фото автора
Веселовский мост. фото автора

Тяжко пришлось железной дороге во время Гражданской войны, а затем и Великой Отечественной. Например, вдоль дороги отрезка Армавир - Туапсе в 1944 году велись ожесточенные бои, в результате которых все вокзалы были разрушены, естественно уничтожены и пути. Однако ее восстановили, и она до сих пор действует. Участь же отрезка Армавир - Ставрополь гораздо печальнее: она оказалась повреждена и заброшена еще во время Гражданской войны, позже ситуация усугубилась, а вот восстанавливать ее уже не стали. Остатки былой железной дороги были разрушены, рельсы сняты, часть разобрана местным населением.

Это был краткий экскурс в историю Туапсинской железной дороги))).

В станице Николаевской Успенского района Краснодарского края от железнодорожной станции остались только водонапорная башня и едва заметная платформа. Рельсы разобрали почти сто лет назад, но если посмотреть по рельефу местности, можно разглядеть насыпь и понять, как проходили железнодорожные пути.

То ли шампиньоны, то ли поганки))) фото автора
То ли шампиньоны, то ли поганки))) фото автора

Историки до сих пор находят при исследовании старые пломбы от вагонов вокруг остатков платформы. Мы там ничего не нашли, кроме грибов)))

 В нескольких километрах от башни находится мост, но залезть на него не легко. фото автора
В нескольких километрах от башни находится мост, но залезть на него не легко. фото автора

В нескольких километров от нее расположен Николаевский мост, громадное сооружение, но разрушенное с боков, забраться на него дано не всем.

Веселовский мост - самый высокий на данном участке дороги, 35 метров! Мосты заливались сплошняком, строилась опалубка и частями заливался бетон, в результате мост получался цельной конструкцией. Интересно, что под мостом были созданы арки, все они сквозные, кроме одной. Почему было принято такое интересное инженерное решение - непонятно даже историкам. Сам мост однопутный, с одной из сторон тропа для пешеходов, правда сейчас она вся разрушена и вставать на нее чревато...

Вот такое путешествие по заброшкам и истории Успенского района Краснодарского края у нас получилось. Весьма интересная прогулка вышла. Подробнее о Армавир-Туапсинской железной дороге можно почитать ТУТ.

Веселовский мост. На фото видно, что правая арка не сквозная, с чем это связано?фото автора
Веселовский мост. На фото видно, что правая арка не сквозная, с чем это связано?фото автора

Если вам понравилось, жмите на "палец вверх" и подписывайтесь!

Интересны такие путешествия? Можете почитать мои статьи про:
Оборону Севастополя 1854-1855 гг.
Севастопольскую бухту.
Фортштадт. Духовно-мемориальный комплекс.