Любителям заброшек – железная дорога «Армавир – Ставрополь», часть так называемой «туапсинки», которая была разрушена через семь лет после открытия в начале прошлого века. В нормальном состоянии на этом отрезке осталось немного объектов, по трем из них мы прокатились: Веселовский мост, остатки водонапорной башни бывшей станции в станице Николаевской, едва заметная платформа этой же станции и Николаевский мост.
Самые интересные сооружения – это мосты, литые бетонные конструкции, которым более ста лет. И они до сих пор стоят. Железная дорога, которой суждено было «жить» меньше десятилетия...
Неким мистицизмом отдает история «туапсинки», дело в том, что практически никаких фотографий и сведений о ней (точнее ее части Армавир-Ставрополь) не осталось. Историю этой дороги собирают по крупинкам. Зато часть дороги от Армавира до Туапсе действует до сих пор, например, по некоторым туннелям и мостам в сторону Сочи поезда ездят и поныне.
Вообще отрезок Армавир – Ставрополь стали делать в начале XX века, как альтернативу Владикавказской железной дороге, которая брала огромные деньги за перевозку зерна, коим промышлял Краснодарский край и Ставропольский. «Бизнесмены» того времени не были согласны с такой политикой, уж больно дорого выходили перевозки, а дорога была одна – монополисты в общем они были. Поэтому появилась идея построить «народную» железную дорогу, таким образом создается акционерное общество «Армавир», суть которого - распространить акции среди населения губерний, где проходила дорога. Претворять в жизнь проект взялся инженер Петр Николаевич Перцов, правда ему вставляли палки в колеса, тогдашний министр финансов лоббировал интересы тех самых монополистов, и всячески препятствовал строительству.
Тем не менее, в году этак 1908 образовалось акционерное общество «Армавир», и началось строительство железной дороги. Акции впоследствии были распределены между купцами, крестьянами и казаками, с этим связаны интересные истории.
Акции выдавались крестьянам, казакам и купцам - людям не ахти образованным, а порой и вовсе «темным». Естественно, им едва ли не на пальцах объясняли, что это за акции, и для чего они. В основном пояснения сводились к тому, что благодаря этим бумажкам вы (крестьяне) являетесь со-владельцами железной дороги. Но люди далекие от подобных терминов и деятельности, принимали эти слова буквально, и считали себя владельцами всей дороги. Могли сесть на станции в поезд без билета и сказать: «Поехали! Я хозяин железной дороги». А еще, железная дорога проходила по землям, чаще находящейся в чьей-то собственности. Бывало, что лихие казаки могли преградить путь и не пускать на свои земли, мотивируя тем, что они хозяева железной дороги, и не разрешают этому поезду тут ехать.
Так вот, несмотря на козни минфина, дорогу все-таки начали строить. И в 1909 году была открыта железнодорожная станция в Армавире, а в 1910 году дорога протянулась до Белореченской, а потом дальше на Туапсе, с веткой на Майкоп. В 1916 году, построенная всего за три года, при сложных условиях холмистой местности и Ставропольского предгорья, открылась ветка Армавир - Ставрополь.
Тяжко пришлось железной дороге во время Гражданской войны, а затем и Великой Отечественной. Например, вдоль дороги отрезка Армавир - Туапсе в 1944 году велись ожесточенные бои, в результате которых все вокзалы были разрушены, естественно уничтожены и пути. Однако ее восстановили, и она до сих пор действует. Участь же отрезка Армавир - Ставрополь гораздо печальнее: она оказалась повреждена и заброшена еще во время Гражданской войны, позже ситуация усугубилась, а вот восстанавливать ее уже не стали. Остатки былой железной дороги были разрушены, рельсы сняты, часть разобрана местным населением.
Это был краткий экскурс в историю Туапсинской железной дороги))).
В станице Николаевской Успенского района Краснодарского края от железнодорожной станции остались только водонапорная башня и едва заметная платформа. Рельсы разобрали почти сто лет назад, но если посмотреть по рельефу местности, можно разглядеть насыпь и понять, как проходили железнодорожные пути.
Историки до сих пор находят при исследовании старые пломбы от вагонов вокруг остатков платформы. Мы там ничего не нашли, кроме грибов)))
В нескольких километров от нее расположен Николаевский мост, громадное сооружение, но разрушенное с боков, забраться на него дано не всем.
Веселовский мост - самый высокий на данном участке дороги, 35 метров! Мосты заливались сплошняком, строилась опалубка и частями заливался бетон, в результате мост получался цельной конструкцией. Интересно, что под мостом были созданы арки, все они сквозные, кроме одной. Почему было принято такое интересное инженерное решение - непонятно даже историкам. Сам мост однопутный, с одной из сторон тропа для пешеходов, правда сейчас она вся разрушена и вставать на нее чревато...
Вот такое путешествие по заброшкам и истории Успенского района Краснодарского края у нас получилось. Весьма интересная прогулка вышла. Подробнее о Армавир-Туапсинской железной дороге можно почитать ТУТ.
Если вам понравилось, жмите на "палец вверх" и подписывайтесь!
Интересны такие путешествия? Можете почитать мои статьи про:
Оборону Севастополя 1854-1855 гг.
Севастопольскую бухту.
Фортштадт. Духовно-мемориальный комплекс.