Финальным аккордом нашего цикла материалов о важнейших мировых премиях в области комиксов станет рассказ о еще одной российской награде — премии Малевича. В отличие от премии «КомиксБума», о которой мы говорили на прошлой неделе, она учреждена совсем недавно и с полным правом может носить звание самой молодой комикс-награды России. Почему она названа в честь художника-авангардиста с мировым именем? Кто удостоился чести стать ее лауреатом? И есть ли у нее перспективы? Все это обсудим сегодня.
Наследие художника-авангардиста
В 2017 году организаторы просветительского комикс-проекта «Полочки» Александра Демидова и Алексей Двоеглазов громко заявили об учреждении новой российской комикс-награды — профессиональной премии российской комикс-индустрии имени Казимира Малевича. Идея создать премию, по словам Александры и Алексея, пришла к ним спонтанно. На протяжении многих лет они активно популяризуют отечественные рисованные истории, записывают интервью и подкасты с российскими комиксистами и представителями комикс-индустрии, рассказывают о выходящих на русском языке новинках и делятся новостями мировой индустрии комиксов. Однако, по мнению Александры и Алексея, отечественным художникам, сценаристам, колористам, переводчикам, ретушерам и редакторам рисованных историй уделяется недостаточно внимания. Поэтому премия Малевича в первую очередь создана для того, чтобы представить их читателям и поощрить лучших из них, а во вторую — засвидетельствовать важность и значимость российских комиксов.
Почему награду решили посвятить выдающемуся художнику-авангардисту Казимиру Малевичу, Александра и Алексей объясняют так: «Малевич вместе с Маяковским и другими организовали Общество возрождения русского лубка в 1914 году, и они выпустили ряд лубков. А лубки, как известно, — это протокомиксы, так как среди них есть последовательные истории». Так что Александра и Алексей решили продолжить дело Малевича в развитии культуры комиксов и вот уже три раза чествовали талантливых деятелей российской комикс-индустрии, которые и являются творцами этой культуры.
Номинации премии
Пожалуй, одной из важнейших особенностей премии Малевича является то, что в большинстве номинаций она присуждается людям (художникам, сценаристам, переводчикам и т. д.) за работу над какими-либо комиксами, а не самим комиксам. Премьерная премия вручалась в пяти номинациях, первые три из которых касались российских комиксов, две оставшиеся — переводных:
– Лучший рисунок
– Лучший сценарий
– Лучшая работа с цветом
– Перевод и адаптация
– Визуальная адаптация
В 2018 году в этот список были добавлены еще две номинации: «Лучший сборник» и «Лучший авторский комикс». Лауреатом в первой из них стал Андрей Лукин за составление и редактуру сборника «Диссонанс». Лучшим авторскими комиксом 2018-го была признана «Полуночная земля» Юлии Никитиной, в 2019-м победителем в этой номинации оказался «Большой древнерусский борщ» Гоши Магера.
На звание лучшего авторского комикса также претендовала изданная нами книга Аскольда Акишина Terra incognita. Вот как о ней отзывался один из членов жюри:
«В этом комиксе стиль Аскольда Акишина достигает очередной вершины: лаконичная и очень изобретательная графика, метафизика, символизм. Комикс без единого слова действительно преодолевают границы обыденности и раскрывает неведомые земли визуального повествования. Очень сильная и интересная работа».
В этом году на смену номинации «Лучший сборник» пришла другая — «Лучший самиздат». Ее лауреатами стали авторы комикса «Залет» Пикули и Дядя Ветер.
Определение победителей
Премия Малевича — награда молодая, ее структура еще не успела устояться, поэтому на протяжении трех лет процесс отбора номинантов и победителей менялся. Изначально лауреатов премии выбирали путем опроса около 40 представителей отечественной индустрии комиксов: работников издательств, магазинов и студий комиксов. В последние годы отбор кандидатов проводился в три этапа.
На первом этапе Александра и Алексей составляли лонг-лист премии. Затем он передавался на голосование представителям индустрии, по итогам которого составлялся шорт-лист. Параллельно с этим открывалось народное голосование в группе премии. На заключительном этапе шорт-лист отдавался на суд экспертного жюри, состоящего из художников, искусствоведов, режиссеров, исследователей комиксов, театральных критиков и деятелей наук. Кроме того, в рамках судейства организаторы ввели систему кураторов, которая могла бы определить победителя при равном количестве голосов. Лауреатов премии объявляли во время торжественной церемонии награждения, к проведению которой Александра и Алексей всегда подходят творчески.
Лауреаты премии
Победу в номинации «Лучший сценарий» одерживали Ольга Лаврентьева («ШУВ»), Евгений Киямов («Ирвинг, злой волшебник») и Duran («Бесконечная шутка»). На эту награду претендовал также Эльдар Кархалев с комиксом-экспериментом «Помогите найти фильм».
Лауреатами в номинации «Лучший рисунок» признавались Аскольд Акишин — за работу над альтернативно-историческим комиксом «Жорж Дантес, удивительный путешественник во времени», Артем Бизяев — за работу над отечественной постперестроечной кайдзю-драмой «Продукты 24» и Евгения Карпухина — за работу над готическим романом «Фольклорист».
Лучшую работу с цветом, по мнению организаторов премии, представителей индустрии и членов жюри, провели Глеб Мельников и Роман Онищенков («Пантеон. Культ двуличия»), Елена Мурзина («Детектив Мопс») и Варвара Помидор («Путешествия по Эрмитажу. Царица тюльпанов»). Работа Варвары над первым музейным комиксом получила такой теплый отзыв:
«Цвет в этой книге очень живой, свежий, текучий, сложный и в то же время очень современный. Дети — Тася и Ваня — знакомятся в музее и через их незамутненное восприятие мы вновь открываем известные картины Рембрандта и других мастеров из коллекции Эрмитажа. Сама эта ситуация подразумевает особый подход к работе с цветом и требует множества сложных решений. И, надо признаться, художница Варвара Помидор очень хорошо справилась с этой задачей. После книги остается приятное послевкусие и хорошее, легкое настроение».
Звание лучшего переводчика носят Анастасия Зольникова («Пейшенс»), Александр Куликов («Дядюшка Скрудж и Дональд Дак. Возвращение в Ужасную долину») и Михаил Хачатуров («Никополь. Трилогия»). На победу в этой номинации претендовали еще два наших переводчика — Михаил Визель («Однастория») и Анна Хазина («Араб будущего»).
В числе лучших ретушеров и леттереров оказались Максим Русаков — за работу над серией «Спаун», Ольга Лаврентьева — за работу над обманчиво-красочным комиксом «Пантера» и рисованной автобиографией Элисон Бекдел «Веселый дом», а также Лидия Грязнова — за работу над «Веселым домом».
Несомненно, у премии Малевича большой потенциал. Благодаря огромным усилиям Александры и Алексея и проведенной ими значительной подготовительной работе она привлекла внимание как увлеченных комиксами читателей, так и совершенно новой аудитории, для которой этот вид искусства оставался чуждым. После последней церемонии награждения Александра и Алексей объявили о том, что уходят на перерыв, чтобы переосмыслить и доработать премию. Мы очень надеемся, что премия Малевича вернется обновленной и еще более увлекательной!
На этом наше захватывающее путешествие по миру в поисках наиболее значимых наград в области комиксов заканчивается. Спасибо всем тем, кто разделил его вместе с нами!
БУМкниги — лауреаты премии Малевича и номинанты на нее
«Пейшенс» Дэниела Клоуза
«Веселый дом» Элисон Бекдел
«ШУВ» Ольги Лаврентьевой
«Пантера» Брехта Эвенса
«Царица тюльпанов» Дарьи Агаповой и Варвары Помидор
«Полуночная земля» Юлии Никитиной
«Помогите найти фильм» Эльдара Кархалева
Terra incognita Аскольда Акишина
«Однастория» Джипи
«Араб будущего» Риада Саттуфа
Предыдущие статьи цикла о комикс-премиях
Мечта комиксиста: комикс-премии от Айснера до Малевича
Премия Айснера: где, кому и как
3 американские комикс-премии, которые нужно знать: Харви, Игнаца и Ринго
Заветные ангулемские коты, или главные комикс-премии Франции
Комикс-премии Северных стран: Норвегия, Финляндия, Швеция
Премии для мангак Страны восходящего солнца
Премия «КомиксБума» — первая российская комикс-награда
Спасибо, что читаете нас! Спасибо, что читаете комиксы!
Расскажите, понравился ди вам цикл статей о комикс-премиях?