Найти в Дзене
Ольга Шадрина

Алтай. "Антенны" Каракольской долины

Алтайские поверья рассказывают, что «каменные стелы - живые существа, могут ходить, имеют каменную силу». К священным камням Горного Алтая приходят за помощью и не только алтайцы, но и постоянно приезжающие жители соседних регионов, веря в то, что если к духам камней обратиться с уважением, верить в их помощь всем сердцем, то они выполнят самые заветные желания.

Каракольская долина
Каракольская долина

Каменные изваяния – уникальное проявление, как мировоззренческой системы различных исторических периодов, так и ритуальной скульптурной традиции. Священные неотесанные камни, известные еще со времен мезолита, представляют особую ценность, считаясь воплощением божества. Для местных жителей они служили и продолжают служить объектом поклонения. Каменные изваяния на Алтае называются по-разному: «каменные бабы», оленные камни, каменные стелы, балбалы, менгиры. Менгир – европейское слово, которое традиционно переводится, как «длинный камень». Менгир – камень, грубо обтесанный или необработанный вообще, врытый в землю частично, причем в вертикальном положении. Форма его, как правило, неровная, часто сужающаяся к верху, иногда близкая к прямоугольной. Это один из многих таинственных и молчаливых свидетелей истории прошедших тысячелетий. Камень всегда почитался как орудие духовного воздействия, как средоточие энергии, особой силы, призванной защитить. Менгиры могут стоять как одиночно, так и группами: по кругу или прямоугольными оградками, полуовалами, цепочкой.

Из алтайских легенд явствует, что менгиры являются антеннами, соединяющими наш мир с подземным миром, а их наклон указывает на направление, откуда придут «каменные люди». Только шаманы могут ухаживать за стелами.

Национальный Музей РА
Национальный Музей РА

Привычно считается, что время изготовления и установки изваяний давно минуло, однако это не совсем так. В некоторых местах Алтая можно обнаружить их современные аналоги, изготовленные из дерева. Современные изваяния находятся, как правило, в местах летних высокогорных стоянок чабанов, возле их аилов, Были найдены скульптурные произведения в долинах рек Мойнок, Тегерик-Мыш, Кулагаш, Ороктой, притоков Каира, Кучерлы, Ак-Кема.

Человечество до сих пор ставит каменные стелы в честь каких-либо событий или намерений. Самый высокий на Алтае менгир (стела, столп, обелиск) стоит на Семинском перевале.

Семинский перевал
Семинский перевал

Специалисты считают, что Алтай и по сей день остается одним из самых уникальных уголков мира, где еще много неизученных археологических объектов разных типов. Каракольская долина – это один из сакральных центров древних цивилизаций, где издревле люди вступали во взаимодействие с иной реальностью. Здесь сосредоточены и храмово-погребальные комплексы (Башадар), и поминально-обрядовые (Боочи), и многокилометровые скальные алтари с древними петроглифами («Каракольская галерея»), и каменные изваяния. К сожалению, многие курганы раскопаны, а «каменные бабы», камни с наскальными рисунками, предметы сакрального обихода вывезены за пределы долины и ныне, в лучшем случае, находятся в различных музеях России.

Урочище Башадар
Урочище Башадар

Каракольская долина находится в Онгудайском районе Республики Алтай. Она расположена по обоим берегам реки Каракол - правого притока р. Урсул, среди покрытых тайгой горных хребтов. Рельеф территории среднегорный, абсолютные высоты гор достигают 1500-2000 м. Долина простирается с запада на восток до 40 км, а с севера на юг в пределах 3- 5 км. Восточная часть Каракольской долины ограничена полотном Чуйского тракта, западная часть – таежным поясом Терехтинского водораздела. Северная и южная части долины ограничены довольно высокими горными отрогами. Климат территории резко континентальный с продолжительной морозной зимой и коротким жарким летом. Почвенный покров представлен маломощными черноземами и каштановыми почвами. Растительность состоит из типчаковых, ковыльных, мятликовых и полынных формаций. Берега реки Каракол покрыты зарослями ивы, тальника, березы, хвойных различных пород и высоким разнотравьем.

В устье долины, на реке Урсул у Чуйского тракта, расположены поселения Каракол и Курата; в самой долине, на реке Каракол – села Бичикту-Боом, Боочи и, в дальней части долины, – селение Кулада.

Форма Каракольской долины, закрытой со всех сторон и имеющей широкий вход, представляла уникальный участок для возведения грандиозных некрополей.

-5

В долине реки Каракол, за селом Боочи (словом «боочи» на Алтае называют сравнительно небольшой, но длинный перевал), располагается археологический комплекс, где представлены курганы, балбалы, каменные стелы. Здесь в 1995 году археологом В.Д. Кубаревым были найдены несколько мегалитических стел, высотой 3-4 м. На гранях стел имеются чашечные углубления, а сами массивные изваяния расположены обособленно с западной стороны больших курганов. Ученые предполагают, что стелы были установлены в бронзовую эпоху, в период с начала 2 тыс. до н.э. - первой половины 2 тыс. до н.э. Не исключено, что использовались они в ритуальных целях и в последующие периоды истории. Местные проводники утверждают, что каменные стелы – менгиры Боочи, могли использоваться древними или для ограды курганов, или обозначения центра, или имели фаллическую символику. Стелы окрестности села Боочи – одни из высочайших менгиров Алтая, их высота более 3 метров. Они производят на смотрящих сильное воздействие. Установлены они с видом на священную гору Каракольской долины Уч-Энмек. Сегодня осталось две громадные стелы, словно врата в вечность, или начало пути к совершенству. Интересно, но угол наклона двух менгиров совпадает, и указывает он на восток. В направлении, куда указывают своим наклоном менгиры располагается большой скифский (пазырыкский) курган.

Потрясающей красоты виды открываются за селом Боочи: на ровной остепненной каракольской террасе, возвышаются курганные насыпи, стройные ряды балбалов и невероятной высоты каменные стелы; далее, к западу расположены пирамидальные межелики разной высоты и формы, словно грандиозных размеров фантомы царских усыпальниц, а над всем этим вздымается величественная и неповторимая «горная корона» горы Уч-Энмек. Алтай всегда подразумевался как источник природной духовности потому, что здесь сохранилась первозданная природа во всем своем величии и разнообразии тесно взаимодействующая с духовной культурой человека.

-6

Культовые сооружения всегда играли огромную роль не только в ситуации общения с божествами и духами, но и в гармонизации отношений человека и природы. По мнению местных знающих людей, они и сейчас обеспечивают социальную, климатическую, экологическую стабильность территории.

Рассказывают, что «в Каракольской долине царствует дух почтительной тишины, возвышения и стремления к взаимному пониманию, сотрудничеству, к тихому и размеренному разговору возле костра, к мелодичным и тихим звукам комуса и топшура, песням, благословляющим Алтай. Дух Каракольской долины не любит тщеславных, жадных, агрессивных людей». Мудрецы Каракольской долины (Д. И. Мамыев) говорят, что у алтайских народов нет особых догм. «Чтобы правильно жить, человек должен руководствоваться тремя правилами: «Всему свое время», «Всему есть значение» и «Во всем должна быть мера». Есть и еще одно правило – во время церемоний обращаться к духам нужно только со словами благодарности и никогда ничего у них не просить. Духи лучше знают, что послать человеку и какими благами его одарить». А еще Д. И. Мамыев считает, что в природе существует три великих закона: «Закон записи», «Закон сходства» и «Закон обратного удара» - и здесь есть над чем поразмыслить.

-7

Путешествия продолжаются… Фото Ольга Шадрина