Знакомо такое: «не делаю то, что не нравится», «откладываю на потом», «не хватает самоорганизованности»?
Что такое «личная эффективность» - это модное словосочетание, за которым каждый понимает что-то своё. Некое мифическое существо, задобрив которое, мы вдруг станем все успевать?!
Действительно мы думаем, что улучшу свою личную эффективность и станет легче. Но когда человека спрашивают «как эту самую эффективность-то улучшить?», то в ответ, как правило, идут клише и стереотипы: раньше вставать, меньше сидеть в соц сетях, больше читать, раньше ложиться, не пить, не курить, не есть сладкое и прочие, прочие действительно полезные штуки.
Но проблема только в том, что список этих штук бесконечен. И даже внедрив какие-то отдельные элементы в свою жизнь, вы вряд ли сможете стать эффективнее. Почему так?
В этой статье поговорим об эффективности (личной, рабочей, семейной, да любой). Вместе разберём шаг за шагом, как стать успешнее в достижении целей, как больше успевать, как перестать откладывать жизнь на потом. Итак,
Правило 1. Где я сейчас?
Почему именно с этого стоит начать? Представьте себе ситуацию, когда вы покупаете билет на самолёт. Во время покупки вы всегда вводите пункт назначения (куда вы хотите прилететь) и пункт отправления (откуда вы стартуете). Без пункта отправления вы не сможете совершить полет, а значит, никак не достигнете желаемой точки своего путешествия. В общем-то с эффективностью все так же. Пока не поймёте, откуда «летите», то ни при каких обстоятельствах не сможете добраться до желаемого.
Именно поэтому, для начала нужно разобраться с понятием эффективности. Чтобы стать эффективнее, нужно осознать в чем сейчас вы не эффективны и почему. Работа? Семья? Хобби? Образование? Привычки? Еда? И тд.
Вот 3 простых вопроса, ответив на которые, вы сможете оценить свою точку отправления:
1) В каких областях вашей жизни, вы понимаете, что могло бы быть и лучше, что вы где-то не дорабатываете?
2) Какие привычки/действия/бездействие, на ваш взгляд, не эффективны?
3) Что вам мешало от них избавиться раньше?
Как пример:
1) Работа
2) Оттягивание важных задач до последнего
3) Не задумывался ранее.
Что теперь с этим делать? Когда вы определили для себя что сейчас не работает и нуждается в усилении, пора браться за дело, пора действовать.
Правило 2. Планировать, а не строить планы
В чем разница планирования и планов? И вообще зачем это нужно знать?
Дело в том, что план - это набор действий, мероприятий, объединённых общей целью с возможными сроками реализации. Где могут быть эти действия зафиксированы? Где угодно. Можно строить планы в календаре, ежедневнике, планере, листе бумаги, даже в голове, можно ограничить планы во времени. Но планы зачастую так и остаются планами.
«План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение», - Льюис Кэролл «Алиса в стране чудес»
В общем-то этой цитатой все сказано, можно сколько угодно строить планы, тратить на это жизнь, а можно планировать и достигать результата.
Планирование - это процесс оптимального распределения ресурсов для достижения поставленных целей. Это процесс, который происходит постоянно. Почему? Цели же не меняются? Действительно, цели остаются неизменными. Меняются обстоятельства вокруг, меняются действия и нужно вносить корректировки в распределение временных ресурсов, например.
Принципиальная разница между двумя понятиями заключается в том, что план - это нечто конечное. Разработан план, надо ему следовать. Помните, «пятилетку за три года». В СССР многое подчинялось планам, в том числе и экономика. Возможно поэтому часто был такой дефицит товаров. В то время, как планирование - это бесконечный процесс, который нужен для того, чтобы найти наиболее эффективное распределение времени и сил.
Строить планы можно, только вряд ли это поможет вам быть эффективнее. А вот научиться распределять своё время, то есть планировать - куда более полезно.
Так, как же все успевать? Как распределить своё время правильно?
Правило 3. Планирование - это не успевать всё, это успевать делать важное
Как успевать делать то, что важно? Как вообще понять что именно важно для вас?
На помощь приходит расстановка приоритетов. Сама суть приоритизации банальна: выписываешь то, что делаешь, вычёркиваешь то, что второстепенно, оптимизируешь то, что осталось.
Это на бумаге только так легко, на деле же все оказывается куда сложнее. Что именно нужно вычеркнуть? Работу, отдых, семью? Если буду меньше работать, то стану меньше зарабатывать, тогда и отдых будет не нужен, на него не будет элементарно денег. Если в приоритет поставлю семью, то не смогу реализовать свою давнюю мечту о карьерном росте. Как быть?
Так и получается, что мы гонимся за всем и сразу. В итоге все, что делаем - все как бы приоритетно. Все кажется срочным и нужным.
«Срочные дела - не самые важные, а важные - не самые срочные» Эйзенхауэр. Так и есть. Как правило, распределив свои приоритеты, вы увидите то, что действительно для вас важно, не требует спешки, на это нужно просто выделить время. В то время, как ваша ежедневная рутина, «горящий список дел», в общем-то и не так важен для вас.
Как же тогда избавиться от этой гонки? Как находить время на важное?
Предлагаю вам очень эффективное упражнение из книги Брайана Трейси «Выйди из зоны комфорта. 21 метод повышения личной эффективности». Потребуется лист бумаги, ручка и ваша полная вовлечённость. Представьте свой идеальный день или месяц через 1-3-5 лет. Временной промежуток выбирайте сами. Просто подумайте, чего вы бы хотели достичь через N лет. Сформулируйте это в формате «Я- руководитель, отвечаю за продажи оборотом и тд». Составьте список своих желаний, далее продумайте действия. Опишите, что вам сейчас нужно сделать для реализации своих целей.
В общем-то ваши цели - это ориентиры, то, что для вас действительно важно. А действия - ваши приоритеты, на что и в каком объеме вам стоит тратить свою жизнь.
Вот такое несложное и полезное упражнение. Очень рекомендую найти возможность его сделать. В идеале постарайтесь сделать так, чтобы вас не отвлекали во время выполнения.
Вот и третье правило эффективности появилось в вашей копилке. На этом все? Не совсем. Есть ещё одно правило, самое важное. Без него не будут работать все предыдущие.
Правило 4. В нем вся соль! Или самое важное для вашей эффективности!
В предыдущих постах мы говорили о важности планирования, приоритизации, понимания своей точки отправления. Это безусловно все имеет значение. Только если не делать 4-е правило, то все предыдущие просто не имеют смысла.
Так что же это за «секретный секрет», «волшебная таблетка», «тот самый лайфхак»? Никакого секрета здесь нет, в общем, как и волшебства. JUST DO IT. Просто сделай то, что написал, то, что решил, то, что важно! И всё?! Так просто?
Ох, как это на самом деле не просто! В нашем менталитете много «откладывания на потом», «и так сойдёт», «авось, повезёт! авось, проскачу!» и так далее. Вспомните, что сегодня вы отложили по разным причинам?
Что делать для того, чтобы делать?
Не случайно этот пост выходит в первую летнюю пятницу. С приходом лета и началом выходных нам всегда хочется расслабиться. Наша энергия на работе заметно снижается. Конечно, в такую погоду только находиться на улице и наслаждаться каждым моментом, как иначе! И в такие минуты отдыха, как правило, все приоритеты уходят на второй план, привычки планирования, сформированные за неделю, забываются. Даже цели, которые нам казались важными, в моменты отдыха уходят из головы.
Красивый календарь с десятками дел закрывается, новые действия не вносятся. Так мы снова попадаем в старое болото.
Как избежать таких моментов? Как всегда делать все, что запланировал?
Во-первых, адекватно планировать. Если календарь у вас пестрит 20 делами в разных направлениях, мозг воспринимает это как сигнал угрозы и решает, что лучше ничего не делать, чем вписываться в это «беличье колесо». Не стремитесь сделать всё, планируйте только 50% вашего времени.
Во-вторых, регулярность намного эффективнее чрезмерного усердия. Лучше делать что-то каждый день понемногу, чем один раз попытаться сделать все. Пример с подготовкой к экзаменам всем известен.
В-третьих, Мотивация приходит во время работы. Тяжело только начать, через пару минут вы втянетесь в процесс и начнёте получать удовольствие. Проверено!
В-четверых, если сейчас вы не сделаете это действие, то вы потеряли время. Увы.
«Провести время?! Ишь, чего захотела! Время не проведёшь!»
Льюис Кэрролл, «Алиса в стране чудес»
Несмотря на то, что сейчас хочется расслабиться и отвлечься, настоятельно предлагаю вам посмотреть свои заметки. Что вы не успели сделать сегодня? Что запланировано на завтра? Не сходите с пути. Начинать всё сначала намного сложнее, чем продолжать!
«JUST DO IT» «I DID IT»
Будьте эффективны! И пусть эти простые правила помогут вам достичь задуманного!