Воспоминания Сукнева М.И.
Штрафные батальоны создавались по образцу немецких. Часто против нас воевали штрафники-немцы. Всю разношерстную толпу под усиленным конвоем привели энкавэдэшники. Всех сдали под мою ответственность. Изучал дело каждого штрафника. Среди всех набралось порядка 150 офицеров и все осуждены за нарушение дисциплины. Кто-то за прелюбодеяния, кто-то танк утопил.
Сформировал элитную роту из офицеров, эти не подведут. Вторую сформировал из одесских и ростовских рецидивистов, им заменили сроки отбывания штрафным батальоном. У некоторых приговор к расстрелу. Медвежатники и аферисты, но умнейший народ. Все рассудительные и технически образованы, на воле сейфы вскрывали. Все физически крепкие. Как мне они пояснили, одессит-это немного русский, немного украинец, немного грек и немного еврей... Третья рота из басмачей. Это двести таджиков или узбеков. Все из Средней Азии. Они все по-русски не понимают. Поставил над ними Николая Шатурского сносно говорившего по-таджикски. Каждого допрашивал оперуполномоченный СМЕРШа.
В котловане прошел митинг. Слово комбата закон по уставу. Началась подготовка батальона. Прошло время подготовки и батальон выдвигается на передовую. Третью роту басмачей вывели в первые траншеи в Слутке. Три басмача совершили самострелы, с небольшого расстояния выстрели в свои ладони. Такое наказывалось расстрелом...
В овраге для исполнения приговора поставил четверых одесситов. Залп и одного расстреляли. Второго перед ними поставили. Здоровый такой мужик. Залп и все мимо! Еще залп и опять мимо. Тут одесситы заявляют: "В царское время если при казни веревка оборвалась, оставляли в живых". Ходячая одесская энциклопедия, чего только от них не услышишь. Спас положение особист, достал пистолет и с ухмылкой , очень обыденно, выстрелом приговоренного убил! Сказал ему: "Это убийство!". Но он только улыбнулся.
С середины января и по июль 42-го батальон бани не видел, не менял бельё. Все обносились вконец. Мылись ночами, до трусов раздевались и в сугроб! Вода на вес золота. Приносили лёд и ставили в ведрах на печурку. Инициативу проявил Алёшин, организовал бригаду для строительства бани. У батальона появилась баня.
Фрицы давали нам передохнуть в католические праздники. Бывало целые сутки не было выстрелов. У немцев гульба, к нам женский визг и звук губной гармошки доноситься. В лесу за ручьем настоящий содом. В очередной праздник находился у заброшенного дота со снайперской винтовкой, рядом лейтенант-артиллерист от "Катюш", они только появились на фронте. Прошу: "Дай залп по этому бардаку! Там все женщины продажные! Подстилки!". Он подумал и согласился.
Испанцы и фрицы гуляют, праздник у них. Вот послышался скрежет и полетели снаряды. В глубине лесного массива земля и деревья взлетают в воздух. Где обломок, где тело. Через проволоку на нас бежит человек. На бегу кричит: "Гитлер капут! Свой!". Приняли. Ефрейтор из испанской дивизии Педро. Языка ценного взяли без потерь. С немецкой стороны крики и стоны, повалил густой дым от горящих блиндажей и леса. Только через три дня фрицы очухались, подогнали бронепоезд и месили нашу оборону. Потеряли ранеными пять человек и убитыми десять. Но это обычные потери, как и в другое время...
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.
ДРУГИЕ СТАТЬИ:
ОТНОШЕНИЕ К МЕСТНЫМ
НЕМЦЫ РЕШИЛИ
ЭТО БЫЛ АД!