Найти тему
ItodorTV

Китайский лодочный мотор. Стоит ли игра свеч!?

Покупка подвесного лодочного мотора для большинства из тех, кто сталкивается с такой задачей, часто превращается в настоящую проблему. Цены на такую технику всегда были довольно высокими, а в последние 4-5 лет выросли ещё больше.
Как следствие, приходится искать альтернативы, экспериментировать и идти на компромиссы. На рынке существует несколько сложившихся, популярных брендов, среди которых, чаще всего, и происходит выбор. В основном это японские производители моторов: Yamaha, Suzuki, Tohatsu, Honda. Особняком стоят американские Mercury. Но если углубиться в изучение каждого производителя в отдельности – вы не найдёте ни одного, о котором бы не было рекламаций, критики и негативных отзывов. Проще говоря, ни один производитель не может похвастать безупречной репутацией, что лишь усиливает сомнения.

-2

Ценовая политика у каждого своя, но все вместе находятся примерно в одной категории. В противовес им постепенную экспансию на российский рынок осуществляют производители лодочных моторов из Китая.
Сегодня их довольно много, но о каждом сложно узнать что-то конкретное, за исключением рекламных публикаций от дилеров. Очевидно, что каждый такой мотор является неким прототипом или откровенной копией более известной марки. Как правило, из Японии. В этом китайцы традиционны. Не обладая достаточными технологиями и «мозгами» для разработок чего-то нового, они научились копировать уже созданное ранее. Копия – всегда хуже оригинала, а копия неизвестного происхождения… С другой стороны, существенная разница в цене не даёт покоя.

-3

Моё знакомство с китайской техникой началось с автомобильной промышленности. А именно длинного тест-драйва Chery Tiggo-5. Я ездил на нём около 2х месяцев, за которое преодолел очень существенное расстояние, более 15 000 км. Оставшись в целом доволен результатом. После были автомобили Haval. Качественно иной уровень, гораздо комфортнее.
И всё же, когда вопрос коснулся лодочного мотора, какая-то тревога не покидала меня. Как ни крути, но неприятности на воде это не тоже самое, что на дороге. Где всегда можно найти помощь, быстро эвакуироваться и тд. На воде выход из строя двигателя может не только испортить планы, но и принести куда более серьёзные неприятности.

-4

Решено было попробовать.
Таким мотором стал Marlin F15. И я сразу оговорюсь, что если вы ждёте какие-то цифры, точные замеры и изучение технической составляющей – этого не будет. Я не из тех, кто лишний раз снимает кожух мотора или открывает капот. И оцениваю технику по «внешним факторам».
Полагаю, что два сезона эксплуатации это достаточный срок для оценки. Очевидно, больше, чем любой классический тест-драйв «на мерной миле». И хотя понятие «2 сезона» это весьма относительно. Буду справедлив, мотор не так уж часто был задействован за это время, но всё же на него пришлось несколько поездок, в том числе и пара экспедиций. Но, пойдём по порядку.

-5

Первое знакомство и первый пуск.
Лодочный мотор, особенно в таком размере и мощности в последнюю очередь оценивается по внешним признакам. Другое дело какой-нибудь 300 сильный Verado или Evenrude, что одним своим внешним видом уже вызывает положительные эмоции. Скромная «пятнашка» может быть какой угодно. И Марлин именно такой. Обычный, безликий мотор. Закрась название и ты никогда не догадаешься о его принадлежности.
Технические параметры и конфигурация напомнили мне Tohatsu. Хотя многие утверждают, что за основу была взята Yamaha. Хотя представители бренда в России практически не дают какой-либо достоверной информации о происхождении мотора. Время от времени даже утверждая, что делают их в Корее. Что крайне маловероятно.

-6

Цена двигателя подкупает. Всего 115 000 рублей за 4х тактный мотор в такой мощности. Едва ли можно найти что-то из именитых производителей в такой цене. Все прайсы существенно выше. Но, как говорится «скупой платит дважды». И перед первым пуском я был готов к тому, что он не заведётся вовсе.
Нет, всё прошло нормально, и впоследствии пуск мотора я бы назвал одной из самых сильных черт. Достаточно провести знакомый ритуал перед пуском «холодного» двигателя. Два-три рывка податливого стартера и движок тут же взрыкивал, заметно сотрясаясь от вибрации.

-7

Шумы и колебания.
Моё сознательное детство и первые разумные шаги в рыбалке неизменно связаны с отечественными двигателями. Вихрь, Нептун, Ветерок… всё это знакомо не понаслышке, вызывает вполне конкретные эмоции и ассоциации. Должно быть, именно этот ранний опыт оказал и психологическое влияние. Теперь я всегда очень пристально прислушиваюсь к звуку мотора и любое «побрякивание» вызывает инстинкты сторожевого пса – что-то не так! У Марлина таких звуков не сказать, что с избытком, но они определённо есть. Работа мотора в целом достаточно ровная и не шумнее японских собратьев. Но всё же, нет-нет да и брякнет что-то под кожухом.
Чуть хуже дела с вибрацией. Опять же, я не могу сказать, что дела настолько плохи, что мотор можно назвать разбалансированным. Нет. Но трясёт его и особенно на малых оборотах изрядно. Что непременно сказывается на «целостности» конструкции под кожухом.

-8

Со временем всё это уже не воспринимается так остро и кажется, что подвоха ждать не стоит. Мотор работает и повода для беспокойства нет!

Обороты и расход!
Самое важное в моторе для меня – его способность держать малые обороты. Marlin довольно капризный в этом смысле и лишь когда хорошо прогрет, может тарахтеть на малых оборотах достаточно ровно. Но не долго. Примерно раз в 30-40 минут он непременно заглохнет, и не будет заводиться какое-то время. Не долго, но всё же. Допускаю, что проблема эта носит индивидуальный характер. От того не особо легче! На средних и максимальных - никаких нареканий.
Что касается расхода. Я, откровенно говоря, так и не сделал каких-то чётких замеров, но в целом могу сказать, что этот показатель вполне сопоставим с любым японцем. Мотор точно не более прожорлив, чем какой-нибудь Tohatsu с такой же мощностью.

-9

Кстати, немаловажный аспект и «капризность» к топливу. Тут я могу смело сказать, что Марлин не из привередлив и жрёт бензин с малопонятных колонок. Это не значит что он там заведомо плохой, но я точно не испытывал проблем с работой двигателя от некачественного топлива. Чем, например, болеют «Мерки».

Но, не спешите делать выводы.
Казалось бы, на том можно, и закончить, подытожив словами: китайский мотор оказался не так уж плох. И его вполне можно рассматривать в качестве покупки. Получив очередную порцию обвинений в написании рекламной статьи. Если бы не одно «но».
Очередной флешбек случился во время рядового выезда с тест-драйвом нескольких лодок на Финском заливе. Почему «флешбек»? Всё просто. Один из основных ритуалов в эксплуатации отечественных моторов, всегда была проверка работы охлаждения двигателя. Проще говоря: течёт струя или нет!? Но многие годы эксплуатации моторов импортных стёрли эту программу из сознания. И я давно уже не обращаю на это внимание. Как оказалось – зря!

-10

Заезды по Финскому заливу закончились постепенной потерей оборотов, а после и неприятного запаха вместе с дымом испод кожуха мотора. Как оказалось, система охлаждения двигателя отказала и он перегрелся. К счастью не настолько, чтобы случилось «фаталити» для мотора. Но дорога одна - в сервис.
Во что всё это выльется, ещё предстоит выяснить. Но факт остаётся фактом. Мотор подвёл неожиданным образом, отработав совсем немного времени. И благо, что это случилось рядом с домом, были ещё катера, погода была отличная и ничего криминального не случилось. Но могло быть и иначе. Поездка за несколько сотен вёрст, рыбалка, которая планировалась в течение полугода, встречный ветер, волны и все радости в придачу!
Самое важное для лодочного мотора – это его надёжность. Не думаю, что на основе одной ситуации можно ставить крест не только на всей отрасли, но и даже одном производителе. Однако это прецедент, коих у меня не было за все 20 лет эксплуатации импортных подвесных двигателей. Совпадение?

-11

Так или иначе, независимо от происхождения мотора, непременно стоит внимательно следить за его состоянием и вовремя проводить ТО, дабы не оказаться в щекотливой ситуации. Стоит ли рассматривать покупку китайского мотора? Полагаю, что обратить внимание вполне можно. Учитывая разницу в стоимости, такой шаг вполне мог бы стать неплохим решением. Но делать его нужно обдуманно и выбирать более внимательно!

-12

Лично я пока нахожусь в раздумьях, стоит ли повторить этот эксперимент с каким-нибудь другим производителем из поднебесной или придерживаться консервативных взглядов…!?
Если у кого-то из вас есть свой опыт эксплуатации китайских моторов, буду рад услышать его в комментариях!

Всех благ,
Дмитрий Матвеев || YouTube.com/ItodorTV
фото автора

-13