Найти тему
Роман Апрелев

Еноты против крокодилов

Кадр из "Луизианской истории"
Кадр из "Луизианской истории"

А сегодня поговорим о позднем шедевре замечательного кинодокументалиста Роберта Флаэрти. Он не бесстрастный фиксатор “куска жизни”. Флаэрти часто работал на стыке документального и игрового кино. Сюжет, как правило, прост и максимально приближен к повседневности. Тем не менее, он есть. Люди в кадре отыгрывают свои роли. Сегодня бы это назвали реконструкцией событий.

Кадр из "Луизианской истории"
Кадр из "Луизианской истории"

“Луизианская история” была снята в 1948 году. И надо отметить, что Флаэрти сумел сохранить достоинства немого кинематографа, обогатив их звуком. Увы, это удавалось далеко не всем режиссерам. Я уже не раз повторял не мною подмеченную деталь: ранние звуковые фильмы заметно уступали в качестве поздним немым. Авторы обленились, полагая, что речь и музыка все сделают сами. Ничего само не делается.

Кадр из "Луизианской истории"
Кадр из "Луизианской истории"

В “Луизианской истории” хочется отметить и операторскую работу, и монтаж. Черно-белая пленка не самого хорошего качества донесла до нас красоты тех мест. Семья живет на реке. Судя по болотистой местности это южная Луизиана. Рядом начинается добыча газа. Природа соседствует с наступающей техникой. Мальчик проявляет интерес ко всему новому. Вероятно, Флаэрти увидел в этом герое себя. Режиссер много снимал о жизни людей, оторванных от цивилизации, но при этом с не меньшей зачарованностью любовался паровыми машинами.

Кадр из "Луизианской истории"
Кадр из "Луизианской истории"

Как и в других фильмах Флаэрти, ключевым эпизодом становится охота. Подросток думает, что его ручного енота сожрал крокодил, и решает ему отомстить. На самом деле зверек спасся. Благодаря умелому монтажу мы можем видеть напряженную сцену погони: енот гребет от устремившегося за ним аллигатора.

Кадр из "Луизианской истории"
Кадр из "Луизианской истории"

Вообще заметно, что операторам пришлось немало покормить москитов в ожидании удачного кадра. Если люди делают то, что им скажут, то животные не столь податливы. А они тут полноценные соучастники.

Кадр из "Луизианской истории"
Кадр из "Луизианской истории"

На этом я заканчиваю цикл статей, посвященных Роберту Флаэрти. Но будут и другие интересные материалы как о старом, так и о новом кино.

Читайте также: О богатстве американской земли

Красота и аскетизм Ирландии