Особенности квадроциклетных двигателей
Какие двигатели на квадроциклах?
«Двигатель — сердце машины». Эта сентенция, конечно, вечная, как мерзлота на Ямале, но ее следовало бы расширить. Главным показателем все-таки является не мощность мотора, а энерговооруженность средства передвижения, то есть соотношение его массы к мощности силового агрегата.
Для квадроциклов это наиактуальнейшая величина. Например, на ATV спортивного класса устанавливают движки не самой большой кубатуры, как правило, объемом не более 550 см3 — чтобы соблюсти золотую пропорцию между весом аппарата и силовыми характеристиками мотора. При этом приемлемая мощность достигается за счет установки на эти квадроциклы двухтактных двигателей, которые хотя шумные и «туповатые», но превосходят четырехтактных родственников схожих объемов по мощности и приемистости.
Помимо нескромного шума и аспидного выхлопа, двухтактники создают дополнительные неудобства еще и тем, что смазка поршня и коленвала происходит «изнутри», то есть моторное масло необходимо смешать с бензином перед заливкой в бензобак. Хотя конструкторам удалось «впрячь в телегу коня и трепетную лань» - внедрить в двухтактный двигатель раздельную систему смазки. Правда, масло поступает не из поддона, а из отдельного резервуара и в итоге все равно смешивается с бензином, но уже непосредственно в камере сгорания. Туда оно строго дозировано подается с помощью насоса.
А вот квадрики классов «утилитарный» и «туристический» вооружаются в подавляющем большинстве именно четырехтактными моторами, которые в сочетании с мягкой подвеской и неагрессивным рулевым управлением обеспечивают приемлемый комфорт для длительных и трудных путешествий. Машины по сравнению со «спортсменами» тяжелые и грузоподъемные, рама квадроцикла исполнена в силовом варианте, поэтому прирост лошадиных сил обеспечивается увеличенными объемами двигателя. Нормой считается кубатура в диапазоне от 600 до 1000 см3, но встречаются утилитарные экземпляры с движками и 300 и даже 200 кубических сантиметров. Естественно, масса таких аппаратов и грузоподъемность уменьшена пропорционально вырабатываемым «лошадям».
Дизеля не приживаются
Многие полагают, что двигатели для квадроцикла могут быть только бензиновыми. Это не так: выпускаются и дизельные варианты. Правда, у нас в стране они не пользуются спросом из-за повышенной шумности и вибрации.
Характерный пример — модель SUPER DUTY DIESEL 700 от известнейшего американского бренда Arctic Cat. 383-килограммовый аппарат снабжен дизельным двигателем объемом 686 см3 мощностью 18 л. с. Максимальная скорость — 60 км/ч, грузоподъемность порядка 150 кг. Как видим, характеристики далеко не выдающиеся. Прибавить к этому копоть из выхлопной трубы при резком нажатии на акселератор, и станет понятно раводушие отечественных райдеров к нетрадиционным для квадроциклов ДВС. Правда, есть у Super Duty Diesel и положительные качества: жрет он любую солярку и еще биотопливо. При этом расход всего 10 л на 100 км бездорожья.
Если поискать на торговых площадках Интернета (например, Alibaba) можно встретить дизельные китайские двигатели на квадроциклах китайского же производства от малоизвестных фирм. Отпугивают как их названия, так и цены на ATV – от 1000 до 4000 долларов за квадрик с двигателем 800-1000 см3.
Дешевле разве что плоды пытливых отечественных умов, которые порой сооружают, причем не в мыслях, а наяву, вот такие конструкции квароциклов: рама от Polaris, подвеска, что называется, с миру по нитке, а двигатель отечественный, марки 1111, то есть ровно половина движка от ВАЗ-2108, которая устанавливалась на «Оку». А что: вес 66,5 кг, объем 650 «кубов», мощность 30 л. с. - как раз то, что надо! А еще в сочетании с раздаточной коробкой от «Нивы»... Polaris нервно курит в стороне. Пройти обучение на квадроцикл.