Влияют ли на нас города? В Италии я поймала очень подзабытое ощущение — покой. Не тот «покой», что является следствием скудности внутренней жизни и переживаемых эмоций. Не тот, что бывает с теми, кто свалился в бесконечный быт и забыл, как мечтать о большем, думать масштабнее, замахнуться на сложное и глубокое, — когда все мысли за день это «купить молока и сметану», «постирать сегодня цветное», «поужинать там-то», «позвонить Даше»... Это плохой покой — вечный покой для седых пирамид. Я поймала другой.
Сначала я и не поняла, что происходит. Потому что ничего эдакого не происходило. Было довольно прохладно, я сразу заболела, рядом слушали Ольгу Бузову и всякое прочее «танцуй как пчела», то есть гармонии ничего не предвещало. Но я ушла от этого всего, взяла велосипед и ездила целыми днями: вдоль моря, до маяка, до притока реки, через весь город, через сосновые рощи, и ещё раз через сосновые рощи, и ещё раз. То есть жила «мимо туризма».
Была только я и маленький город — но не как место отдыха, а как живой, дающий мне обратную связь объект. Как огромный живой организм. И вот с ним мы были в идеальном балансе: ничего не утомляло, не насиловало глаза, не било по слуху, не коробило сердце. Будто всё легло ровно в пазы, ничего нигде не щемило. Город будто достроил меня. Город дал мне ту обратную связь, что редко кто-то дает: город был расслаблен, томен и добр.
И со мной случился «другой покой» — покой как сочетание всех переменных ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ таким образом, что внутренний баланс держится без усилий. Внутри всё стоит на своих местах, не перемешивается в хаосе - но не за счет моей сложной внутренней йоги, как обычно, а просто за счет идеального баланса снаружи. Снаружи!
Это, на самом деле, громадный переворот в моем сознании. Потому что философия «если ты гармоничен внутри, то в любом месте тебе будет хорошо, везде тебе будет дом» очень вдолблена в голову, как прогрессивная и просветленная.
Но это неправда. Сейчас я вижу, что это неправда.
Конечно, если я на пике взрыва эндорфинов, мне везде хорошо — хоть в подвале сиди три дня. Какое-то приятное или волнительное событие вызвало гормональный каскад (биохимию организма никто не отменял), и ты так ажитирован, что включается магическое мышление и даже магическое зрение. Мне, и, правда, тогда везде айнанэ. «Мама, зови цыган, будем плясать!»
Но если не упираться в эти периоды биохимического подъема, а смотреть на жизнь, как на большой долгий отрезок, 70-80% протяженности которого мы «в себе», то есть в неком среднем базовом состоянии, где и мышление, и зрение у тебя ясное, а не магическое, то нет, мне не все равно, где я.
Потому что всё на меня влияет, всё вступает со мной во взаимодействие. И не всё мне подходит. Не всё ложится швом ко шву. Нет, не везде мне Дом.
Город живой. Город взаимодействует с нами. И это влияние огромно. В одном городе ты стоишь полной стопой, чувствуешь себя к месту, и это происходит само собой. А в другом — будто бесконечно балансируешь на тонком тросе, чтобы не свалиться в уныние, и всё упираешься в «Гармоничный человек должен быть в гармонии везде! Да что со мной не так? Я просто должен стараться еще сильнее!»
Будто ты замкнутая биосистема и все зависит лишь от твоего внутреннего мира и внутренней балансировки. Будто обратной связи не существует или она не имеет никакого значения. А она всегда существует, и она всегда имеет значение.
Все это напомнило мне отношения: с некоторыми людьми каждый шаг — преодоление, каждый второй разговор — конфликт и напряжение, каждое движение — по кочкам да камням. И те самые 70-80% времени — немного неудобно, немного шероховато, то пригнуться, то привстать на цыпочки... Но человек ко всему привыкает и может думать вскоре, что это норма.
А с кем-то с первого «здравствуй» и до самого конца всё ложится в пазы, ничего не царапает и не бьет. И тогда ты думаешь: «О, вот как оно бывает! Даже без магического мышления, цыган и айнанэ может быть так хорошо».
Есть у вас такой город?