В большом интервью порталу Literatura.today писательница, автор романа «Все, способные дышать дыхание», финалистка премии «Большая книга» и «НОС» рассказала, как начала писать книги, поделилась, над какими книгами и проектами сейчас работает и как справляется с творческими кризисами.
Линор, здравствуйте, позвольте начну знакомить наших читателей с вами немного издалека. Вы уже давно живёте в Израиле. Как попали на российский рынок, в российские издательства?
Когда я начала писать, я начала писать на русском языке. Для меня это было очень естественно, потому что мой круг общения в Израиле был русскоязычным. Первые свои тексты я писала, чтобы развлечь друзей и знакомых, — что-то писалось чуть ли не на спор, и результат был предсказуемо чудовищным. Но хорошая новость заключалась в том, что, когда я начала это делать, вдруг выяснилось, что: а) когда я пишу, — даже когда я пишу эти убогие тексты, — со мной происходит что-то, что мне очень важно; б) я не хочу, чтобы это развлекало моих друзей, — я хочу писать хорошо. К счастью или к несчастью, тексты вдруг стали огромной частью моей жизни.
Как издатели открыли вас?
Был такой прекрасный человек и писатель — Александр Житинский, светлая ему память. Он организовал в своё время ЛИТО имени Стерна, это была такая онлайновая штука, важная для меня — и, я думаю, еще для многих. Вот он любезно издал мою самую первую книгу — книгу тех самых чудовищных подростковых стихов (подростковых по уровню — хотя я была уже вполне взрослым человеком, просто начавшим писать поздно: то, что нормальные люди выписывают в шестнадцать и двигаются дальше, я писала в двадцать три). Некоторые книжки, которые Саша издавал, были очень хорошими, — ну, а ко мне он просто оказался незаслуженно добр; я невыразимою благодарна ему за поддержку, потому что, возможно, если бы тогда я не встретила его, я бросила бы всё это занятие.
Что в писательской работе особенно важно и ценно?
Лично для меня- то, что, если сделать текст, он перестаёт тебя мучить. То, что, какая бы ужасная мысль ни терзала тебя, как бы текст не проедал тебе голову, каким бы камнем идея ни лежала на сердце, если заставить себя написать текст, ты от всего этого освобождаешься. Это потрясающе.
Смогли бы когда-нибудь перестать писать?
Если бы все эти мысли перестали бы есть мой мозг, я бы перестала писать. У меня есть периоды, когда я не пишу, и это прекрасно.
То есть творческие кризисы для вас отнюдь не кризисы?
Это очень непростой вопрос. Читать далее