Всем зашедшим - привет! Сегодня в поле моего зрения попалась ещё одна интересная компания, которая в свое время была достаточно популярна среди пассажиров и даже стала официальном перевозчиком правительства Москвы. Итак, герой сегодняшнего рассказа - Атлант-Союз.
Авиакомпания начала свой путь в 90-е, когда после распада СССР в новой России начинает появляться множество различных перевозчиков. Атлант-Союз начинает деятельность 8 июня 1993 года как грузовая компания, и, в принципе, очень похоже повторяет путь развития воронежского "Полета". Во флоте находятся отечественные самолёты Ил-86, Ил-96-400т и Ту-154. Но грузовые перевозки не оправдывают себя, и авиакомпания приступает к перевозке пассажиров. По большей части, Атлант-Союз был чартером: постоянных рейсов было не много - в Псков, Брно, Минск, а сезонно самолёты компании можно было встретить в Испании, Греции, Хорватии, Турции, Египте, Болгарии, Тунисе, Черногории...
В 1998 году авиакомпания становится официальным перевозчиком правительства Москвы и получает право использовать герб и символы столицы на ливреях своих самолётов. Со временем во флоте авиакомпании появляются иностранные суда: начинается эксплуатация Боингов-737, а так же довольно необычных в России региональных самолетов Embraer-120.
В 2002 году авиакомпании была вручена Национальная авиационная премия «Крылья России-2001». Атлант-Союз стал победителем в номинации «Авиакомпания года - грузовой перевозчик на внутренних и международных воздушных линиях», а также был награжден дипломом правительства Москвы «За высокое качество обслуживания и увеличение объемов перевозок в 2001г». Авиакомпания хорошо развивалась на туристических маршрутах, и в 2006 году заняла пятое место по объёму перевезенных на международных линиях пассажиров.
В 2008 г. Атлант-Союз полностью отказался от грузовых перевозок, прежде всего по причине низкой рентабельности и отсутствия экономически эффективного парка (Илы были дороги в обслуживании). Компания столкнулась и с другими трудностями: чартерная модель перевозок в течение многих лет была основной, но у неё были проблемы — высокая конкуренция на рынке, низкие ставки дохода и сезонность. К тому же чартерные перевозки экономически наиболее рискованны. Поэтому с начала кризиса 2008—2009 гг. именно в этом сегменте произошёл главный обвал, который и повлиял на судьбу авиакомпании.
Не смотря на финансовые проблемы, компания расширяла маршрутную сеть, и в 2009-10 году были открыты новые направления как по России, так и за границу.
В 2009 году авиакомпания начинает уступать Utair-у и Sky express-у, при этом оставаясь третей по количеству перевозимых пассажиров в столичном аэропорту Внуково.
В 2011-2013 годах ожидались поставки новых самолётов Ан-148, Ту-204, Ан-148. К сожалению, закрытие компании не позволило осуществиться этим планам.
На момент окончания своей деятельности названия Атлант-Союз уже не существовало. Авиакомпания была переименована в "Москву", а её долги составляли около 12 млрд. рублей. В 2010 году в Москве сменяется правительство, и авиакомпания, не получая финансовой помощи, прекращает свою деятельность 18 января 2011 года. Подводя итог, можно сказать, что судьба "Атлант-Союза" достаточно типична для авиакомпаний, основанных в 90-е: быстрый взлет нулевые, вполне успешная деятельность; затем - кризис и закрытие в 10-х. Однако, "Атлант-Союз" за время существования перевез много пассажиров и оставил большой след в истории Российской авиации. Около ВПП столичного аэропорта "Внуково" долго стоял "Атлант-Союзовский" Ил-86, служивший своеобразным памятником ушедшей авиакомпании. В мае 2017 года он был уничтожен...
Все мои рассказы про Российские авиакомпании можно найти здесь: Ангара ; Аврора ; Полет ; Атлант-Союз ; Трансаэро ; Саратовские Авиалинии ; Вим-Авиа