Найти тему

94. Навыки счастья (Soft Skills). Уместность проявления эмоций.

Второй уровень развития навыков эмоционального интеллекта (Э2) связан с социализацией личности – потребность в данной группе навыков возникает при преодолении 2-го кризиса развития (социализации). Заключается он в способности оценивать уместность внешнего проявления эмоций в той или иной ситуации и способности регулировать это проявление. В определенном смысле этот навык является противоположностью навыка Э1, который заключается в способности свободно проявлять свои эмоции. Если на предыдущем уровне развития – «Зависимость» – различные, пусть не совсем адекватные, проявления ярких эмоций хоть и раздражали окружающих и родителей, но все-таки были допустимы и не несли за собой последствий, ограничивающих развитие. Ну, например, если неразумное малое дитя разревется в публичном месте, то окружающие, возможно, и будут несколько раздражены, но постараются не выражать своего раздражения активно, а родители, не мытьем так катанием, постараются ублажить дитя и снять возникшее напряжения, т.е. ответственность за эмоциональные реакции ребенка лежит пока не на нем, а на окружающих. Другое дело, когда подобным образом будет себя вести 6-7 летний ребенок (в норме находящийся на 3-м уровне развития – «Подавление») – это уже будет воспринято как очевидная распущенность и невоспитанность. А тем более, если слишком активное и неадекватное эмоциональное поведение будет демонстрироваться в детском саду или школе. Слишком яркие проявления гнева или радости во время занятий, в публичных местах, неадекватные реакции в ситуациях, когда «этикетом» предполагается определенное эмоциональное поведение, например, недопустимо проявлять радость на похоронах или демонстрировать страх и грусть в компании пришедших поздравлять тебя с днем рождения. Такое поведение выходит за границы социально приемлемой нормы. Если такие реакции становятся устойчивыми, то неукоснительно последуют те или иные следствия, ограничивающие возможности развития – невозможность посещать стандартные учебные заведения и мероприятия, снижение количества и разнообразия социальных контактов, а, возможно, и применение различных психиатрических, в частности медикаментозных, способов воздействия, которые ни к чему хорошему не приводят. Так что освоение навыков, обеспечивающих контроль адекватности проявления эмоций в социальном контексте, необходимо. В определенном смысле эта группа навыков является распространением навыков Р2 (Выполнение социальных ритуалов и обязательств), которые мы уже рассмотрели, на область эмоционального интеллекта. Сложность идеального формирования этого навыка заключается в том, что необходимо стать социально приемлемым, не потеряв способность свободно проживать свои эмоции.

Вообще, к огромному сожалению, эмоциональной педагогики – педагогики, направленной на развитие эмоционального интеллекта на ранних этапах развития личности, у нас до сих пор не существует, объектом психотерапевтов и психиатров становятся лишь дети с существенными отклонениями в этой области. Эмоциональный интеллект ребенка формируется стихийно и зависит исключительно от таланта родителей и воспитателей, и сложившихся обстоятельств, никакой системной работы со «здоровыми» детьми в этой области пока не ведется. Поэтому, к моменту преодоления кризиса интереса, когда навыки эмоционально интеллекта становятся ключевым ресурсом развития, взрослеющий человек часто подходит совершенно не подготовленным, и ему приходится проделывать огромную внутреннюю работу для компенсации пробелов в эмоциональном развитии.

Идеальная картина выглядела бы следующим образом: на ранних этапах, при преодолении первого кризиса путем использования родительского контейнирования и каких-то иных, не изобретённых пока технологий, ребенку бы обеспечивались возможности свободного выражения своих эмоций и постепенного освоения навыков их обуздания без подавления, а на втором этапе тренировались бы конкретные навыки эмоционального поведения в тех или иных жизненных и социальных обстоятельствах, с точной дифференциацией вариантов бесконфликтного эмоционального поведения. При этом, конечно же, такое обучение на ранних стадиях возможно только путем игровой практики, которая, в отличие от применяемой нынче почти поголовно системы наказания за «неадекватные эмоциональные» проявления, формирует позитивное подкрепление и лучшее закрепление адекватных сценариев эмоционального реагирования, без негативных последствий.

Такая система раннего эмоционального тренинга позволила бы формировать механизмы эмоциональной адаптации и готовить ребенка ко все большей эмоциональной нагрузке, минимизировала бы эмоциональный стресс и избавляла от внутренних конфликтов и различных психосоматических последствий подавления эмоций.

К сожалению, никакой комплексной продуманной последовательной методики раннего эмоционального развития пока не существует, в ребенка насильно вбиваются определённые социальные нормы. Такой способ эмоционального воспитания, возможно и обеспечивает дальнейшее развитие, но часто ведет к двуличию, подавлению эмоций и оставляет значительные травмы в эмоциональной сфере ребенка, которые так или иначе негативно проявляются в дальнейшей жизни.

Несмотря на это, нам будучи уже взрослыми, если мы хотим развиваться и повышать свой интегральный тон, так или иначе необходимо уметь быть эмоционально адекватными и иметь какие-то инструменты минимизации эмоциональной асимметрии безвредным для себя и окружающих способом. Немного поговорим об этом в следующий раз.

Ну а для тех, кто хочет помочь нам в нашем проекте, можете протестировать задания «Школы счастья», они тут.

Гриша Сотников. 12.12.2019.

Счастье, успех, личностный рост, непрерывное развитие, геймификация, эмоции, эмоциональный интеллект, стиль жизни, воспитание, интеграция личности