Найти в Дзене
S. Astorin

Символизм сказки о Кощее Бессмертном.

Последнее время часто встречаю различные толкования русских народных сказок. Нередко попадаются сказки о Кощее Бессмертном, в конце есть ссылка на один из глобальных вариантов толкования, который мне понравился, но показался слишком фантастичным для наших предков. На мой взгляд, все гораздо проще, начнем с краткого обзора.

Сказка нам рассказывает, как Кощей Бессмертный украл и заточил Василису Премудрую или Прекрасную (особого значения не имеет, но ниже будет два толкования этого персонажа). Иван Царевич идет спасать Василису и на пути своем встречает медведя, волка, сокола, щуку, которые становятся его союзниками и помогут ему в будущем, и Бабу Ягу (к персонажам прошу не придираться, т.к. есть и другие варианты сказки, но суть одна). Бабуся подсказывает царевичу как убить Кощея Бессмертного и отправляет его дальше в путь. Приходит Иван Царевич к дубу, на котором висит сундук, а в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла, сломав которую можно убить Кощея. С помощью союзников он получает яйцо, разбивает его и ломает иглу. Конец Кощею и свобода Василисе. А потом живут они вместе долго и счастливо. Конец.

Чтобы понять в символичность сказки разберем героев:

1. Кощей Бессмертный – многим уже известно значение слова "кощей" - это раб (в переводе с татарского). Получается, что в нашей сказке Кощей – символ рабства во всей его красе, т.е. рабовладельческий строй. Но почему Кощей Бессмертный, если, устроив революцию или переворот можно избавиться от рабского строя? На это ответ будет ниже.

-2

2. Василиса Премудрая или Прекрасная. Берем Василису Прекрасную – получаем, что рабство заточило прекрасную свободу. Берем Василису Премудрую – получаем нечто сложнее, т.е. в заточении оказывается не просто свобода, а устои общества и мудрого правления государством – свобода, равенство, братство и тд.

-3

3. Иван Царевич – этот персонаж наиболее интересен, т.к. является главным героем и все, кто знает русские народные сказки, в первую очередь должны задать вопрос – почему Царевич? А потому что Кощей – рабовладельческий строй, а не просто рабовладелец и поэтому же Василиса чаще Премудрая, чем Прекрасная.

Есть еще мысль, что Иван Царевич - свободный человек – сам себе хозяин, который в пути своем обогащается духовно через встречи с мудрой бабкой ёжкой, разными животными и получая знания хочет уничтожить рабство. Поехали дальше.

Иван Царевич – молодой будущий правитель Руси, который испытывает жалость к рабам и хочет их освободить, а значит на него возлагаются надежды на уничтожение рабовладельцев, но он молод, глуп и не имеет сподвижников, чтобы разбить оковы рабские. Но пройдя путь становления наш герой обретает союзников и получает мудрые знания, как уничтожить рабовладельческий строй, т.е. Кощея Бессмертного.

-4

4. Баба Яга – здесь уже проще. Исходя из вышесказанного, бабуся – кладезь знаний, некая старая мудрая женщина, которая дает Царевичу знания о том, в чем заключено Бессмертие Кощея, как его уничтожить и что очень важно, указывает путь, по которому герой должен пройти.

Переходим к парным символам.

5. Медведь и дерево – из сказки нам известно, что медведь сваливает дерево, чтобы Иван смог добраться до сундука. Тут само собой напрашивается – медведь — это народ, который поднялся, чтобы свалить бюрократическое дерево рабского строя.

6. Сундук и снова Царевич – сундук для упрощения — это то, что и те, кто охраняет основы рабского строя, можем представить, что это полицаи, личная охрана и другие стены зримые и незримые за которыми прячутся рабовладельцы и их приспешники. Так или иначе он открывается перед Царевичем.

7. Заяц и волк – из сундука выскакивает заяц, лишившись защиты полицаев, заяц тут выступает символом армии чиновников, которые всеми способами поддерживают рабский строй и выступают его основой. Волк – наиболее озлобленная на них часть общества, готовая растерзать чиновников, бросается в погоню и побеждает.

8. Утка и сокол – из поверженного зайца вылетает утка – тут символ элиты чиновников – высшие чиновники, которые хранят своего правителя от окружающего мира. Соколом – полагаю могут быть коллеги утки - заговорщики против рабовладельца и армейско-полицейская элита, которая перешла на сторону Царевича. Стоило только раз соколу врезать по утке, как она тут же скинула яйцо.

Теперь сразу три символа, которые взаимосвязаны.

9. Яйцо, щука и игла – это очень интересный момент, т.к. после того как заговорщики прижали элиту, те в миг сдали правителя и открыли к нему двери, но правитель не будь прост устроил себе побег – яйцо падает в воду и скрывается с глаз. Постойте, тогда получается, что не Кощей правитель, а яйцо??? Да, ведь Кощей - это само рабство, а не правитель рабовладелец. Тогда, казалось бы, правителя – рабовладельца (яйца) нет, народ свободен, можно жить счастливо и строить свое общество или вернуться к тому, что было до рабства. Почему бы и нет, вполне. Но до чего же умные люди придумали эту сказку, ведь с яйцом не все так просто. Внутри него содержится игла и только уничтожив иглу можно убить Кощея Бессмертного, а оно упало в море. И тут появляется щука с яйцом в своей пасти. Кто же такая щука? Можно было бы подумать, что щука - это образ стукачей, которые выдали бежавшего правителя – яйцо, но не та репутация у этой рыбки, да и зачем это яйцо, если народ уже свободен?

Есть такое выражение как «море знаний», а щука – некая рука, которая помогает отыскать и достает из этого моря то, что нужно Царевичу. Тадааам, попалось яйцо и было разбито, а внутри него лежала игла. Как вы, наверное, уже поняли, яйцо было хранителем иглы, т.е. носителем знаний о рабстве - правитель мёртв, идея жива – думаю, так будет коротко и понятно, что тут имеется в виду. И если разбить яйцо легко, то сломать иглу не так, то и просто, но лишь сломав иглу можно окончательно убить Кощея Бессмертного – идею, мысль и тд. об этом зле – стереть всю информацию о нем и отправить в небытие, забвение – вот что является смертью Кощея. И только тогда Василиса Премудрая – символ свободы, равенства и мудрого правления – в понимании предков – будет свободна. В сказке Иван Царевич сломал иглу и освободил Василису, но это было в сказке, будем надеяться, что когда-нибудь она станет явью во всем мире.

Склонился я к этой версии, когда узнал, что кощей – в переводе с татарского – раб. И подозреваю, что сказка родилась в период татаро-монгольского ига, которого, как некоторые сейчас утверждают, не было. Но было оно или не было не имеет значения, с тех пор много столетий прошло, и наши предки рука об руку сражались против всех посягательств на нашу общую родину.

Есть еще много разных версий, в том числе и символичных, но я пока остановился на этой.

Как обещал, ссылка на теорию символизма этой сказки во Вселенских масштабах, надеюсь вам понравится:

https://zen.yandex.ru/media/id/5d655102ba281e00ad6e859c/zashifrovannoe-poslanie-nashih-predkov-sakralnyi-smysl-skaza-o-koscee-5de66d7bf7e01b20cf95219f

Сказки
3041 интересуется