Найти тему
Кубань 24. Полезное

105 лет старейшему трамваю Краснодара и первой загородной ветке в России

Оглавление

14 декабря исполняется 105 лет пашковскому трамваю — одной из старейших линий в Краснодаре и одной из первых загородных трамвайных линий России.

Средство против грязи и алчности извозчиков

Появлению трамвая в Екатеринодаре способствовало два фактора — дороговизна цен на услуги извозчиков (20-50 копеек по городу) и непролазная грязь с осени по весну на улицах города. К тому же в последней четверти XIX века население города резко выросло с 14,1 тыс. в 1867 году до 45 тыс. в 1888 году, а к 1913 году население города перевалило за 100 тыс. человек. Трамвай сразу воспринимался общественностью как безоговорочное благо. В любом случае передвигаться на нем было экономичнее, чем на извозчике, и несравненно комфортнее, нежели пешком по грязи.

Первый проект городской рельсовой конки (трамвай на лошадиной тяге) самостоятельно подали в городскую думу иностранные инженеры Квитмайер и Леонарди в 1887 году. Но гласные не обратили на него внимание, решив выбрать проект через конкурс.

В 1893 году были представлены еще два проекта трамвая от инженеров Балинского и Гарфильда, но управа отклонила их, поскольку трамвайные пути предполагалось пустить только по улицам Красной и Екатерининской.

В январе 1897 года городская управа объявила конкурс на устройство в Екатеринодаре трамвая и участвовать в нем изъявили желание 23 компании. Но только одна них — «Генеральная компания тяги и электричества» из Парижа — смогла соответствовать всем требованиям управы Екатеринодара. Это сразу создало трудности. Парижане, увидев, что у них нет конкурентов, начали диктовать свои условия и предлагать поправки в контрактные обязательства. Это сильно не понравилось высшему начальству Кубанского казачьего войска и наказному атаману. С их подачи екатеринодарская управа свернула переговоры с парижанами.

-2

Париж — Льеж — Екатеринодар — транзит

В итоге старт проекта затянулся еще на два года. Лишь в апреле 1899 года договор на создание сети екатеринодарского трамвая был заключен с «Компанией тяги и электричества» из Льежа, Бельгия. К слову, дочерним предприятием все той же парижской компании.

Согласно договору «парижане-бельгийцы» строили трамвайную сеть и 40 лет ее эксплуатировали, возвращая инвестиции и получая прибыль. Через 40 лет трамвай отходил в собственность Екатеринодара. Город имел право не ждать 40 лет, и выкупить трамвайную сеть у бельгийцев после 25 лет эксплуатации.

На деле бельгийцы лишились концессии менее чем через 20 лет по причине не предусмотренной в договоре. В России произошла революция. Екатеринодарский трамвай, как и многие другие предприятия, был национализирован. Но это произошло потом, а 10 декабря 1900 года (через полтора года после подписания концессии) состоялось торжественное открытие екатеринодарского трамвая.

Создание трамвайной сети обошлось бельгийцам в 400 тыс. рублей. Проезд в трамвае был установлен в 5 копеек для взрослых и 3 копейки для учеников. В ту пору это было сопоставимо с ценой фунта (400 граммов) ржаного хлеба или килограмма картошки.

Екатеринодар стал 18-м городом Российской империи, где был городской трамвай. При этом, в отличие от иных городов, екатеринодарский трамвай сразу был на электрической тяге. Полицейские и телеграфные, почтовые работники ездили бесплатно. Кстати, стоимость проезда на извозчике в Екатеринодаре сразу снизилась вдвое.

Фото kubtransport.info
Фото kubtransport.info

Пашковская зависть и козни иностранных инвесторов

В 1906 году екатеринодарский предприниматель А. Н. Рокель предложил городской думе дать ему концессию на строительство трамвайной ветки в станицу Пашковскую, где на тот момент проживало чуть больше 15 тыс. человек. Следует отметить, что пашковчане, приезжая в Екатеринодар, завидовали и жалели, что к ним не проложен трамвай.

Согласно плану Рокеля, трамвайный маршрут в Пашковку должен был начинаться у Старого базара (ныне сквер «со слоном»), затем к Новому базару (ныне Кооперативный рынок), и далее по улицам к Дубинке и в Пашковскую.

Однако городская дума обвинила Рокеля, что он прокладкой трамвая хочет «оживить» свою торговлю в районе современного «Солнечного острова» и категорически отвергла его план. Но пашковским казакам идея Рокеля запала в душу, и они начали самостоятельно добиваться прокладки трамвая.

Стоит заметить, что к этому времени уже ни у кого в Екатеринодаре не было сомнений: трамвай — предприятие прибыльное. Например, для возврата вложенных в создание трамвайной сети средств за четверть века бельгийцам было достаточно, чтобы ежедневно на трамвае проезжала 1 тыс. человек. В Екатеринодаре им по разным оценкам пользовались не менее 2 тыс. человек ежедневно, причем большинство за день совершали две поездки. Свои инвестиции бельгийцы отбили за несколько лет, поэтому не диво, что в 1907 году городская дума твердо решила — пашковский трамвай будет строиться только на деньги городского бюджета и на средства, собранные пашковчанами.

-4

За свой счет

Ветка в Пашковку по мнению членов думы должна была начинаться на Сенном рынке, но тут заартачились бельгийцы — если пашковская ветка на нескольких кварталах будет дублировать имеющуюся линию, у них тогда упадут продажи билетов. План-схему ветки пришлось переделывать.

К этому времени пашковские казаки уже открыто настаивали на прокладке трамвая ветки в их станицу. Вслед за Пашковской требовать себе трамвай начали Елизаветинская и Новотитаровская. Но они уступали Пашковке в количестве жителей, да и располагались заметно дальше от Екатеринодара. Поэтому их претензии на трамвай всерьез не рассматривали.

Наконец в марте 1908 года на совместном заседании Пашковской и Екатеринодарской администраций был одобрен новый план трамвайной линии. Однако в нем выявили несколько грубых ошибок. На уточнение и новое согласование плана ушло еще 8 месяцев. И только в апреле 1909 года было создано акционерное общество «Первое Русское товарищество моторно-электрического трамвая Екатеринодар — Пашковская».

Основными акционерами общества стали зажиточные казаки Пашковской. В их руках сосредоточилось более 80% акций. Фактически пашковчане пустили к себе трамвай за свой счет.

Люди, покупая акции, вносили деньги на строительство трамвайной ветки, а потом согласно количеству своих акций имели соответствующий доход с билетной выручки в последующие 20 лет. По истечении этого срока трамвайная линия становилась собственностью Екатеринодара.

Начиналась линия пашковского трамвая в районе современного Кооперативного рынка. Далее по плану, в итоге почти совпавшему с изначальным планом Рокеля, шла на Дубинку, откуда к «Солнечному острову» и в Пашковку. Кстати, сам Рокель смог стать одним из крупнейших акционеров пашковского трамвая.

Карта Екатеринодара 1912. Фото  сайта www.etomesto.ru
Карта Екатеринодара 1912. Фото сайта www.etomesto.ru

Конкуренция как двигатель и… тормоз

25 июля 1910 года начались строительные работы — отсыпали грунт, прокладывали рельсы, осушали и засыпали участки Карасуна. В ходе строительных работ начало ветки перенесли с Нового базара к Зимнему театру на Красной. На пустых восточных окраинах Дубинки сразу выделили место для Пашковского депо (ныне это Восточное депо на Ставропольской). Общая протяженность — 12 верст.

Сильно вредили бельгийцы. Например, для согласования развязки в районе Базовской улицы пашковчанам пришлось идти на поклон к бельгийцам и долго их упрашивать.

Вообще владельцы екатеринодарского трамвая в акционерах-пашковчанах видели своих прямых конкурентов, а городская управа в силу причин, о которых можно только догадываться, в спорах постоянно принимала сторону бельгийцев.

По плану строительства, первый трамвай в Пашковскую планировали пустить уже в сентябре 1911 года, но бюрократические препоны и козни конкурентов затянули строительство.

Ветка была проложена лишь весной 1912 года. Тогда же в Пашковку были пущены два пробных трамвая из Германии, которые приводились в движение автономными динамо-машинами, работающими на керосине. Как писал «Кубанский курьер» в марте 1912 года, в этих трамваях невозможно было ехать из-за очень громко работающего динамо-двигателя и сильного запаха керосина. Пашковчане были откровенно разочарованы.

Возникает вопрос: почему трамваи ходили на керосине, а не на электричестве? Все очень просто — рельсы проложили, а согласования, техусловия, пояснительные записки, разрешения и допуски к контролируемой конкурентами электроинфраструктуре еще получены не были. Поэтому как временное решение по рельсам пустили «керосинки».

Скорость эти трамваи развивали до 35 верст в час. Проезд от Пашковки до Екатеринодара занимал 45-50 минут и стоил 15 копеек. Постепенно пашковчане привыкли к вони керосина и гулу мотора. Трамвай стал ходить переполненным. Позже девицы и женщины стали предъявлять претензии к акционерному обществу, что керосин из двигателей брызгает на их платья и оставляет не поддающиеся стирке пятна.

-6

От керосина к электричеству

В июле 1914 года, получив из Санкт-Петербурга разрешительные документы на электрический трамвай, акционерное правление отдало свободные акции бельгийцам, а те взамен предоставили доступ к своим электрическим сетям. Но оставалось доработать ветку согласно полученной документации из Санкт-Петербурга и проложить электрические провода, чем пашковчане и занялись.

Недоброжелатели и кляузники все это время доносили во все инстанции, что в Екатеринодаре работает электрическая трамвайная линия не соответствующая согласованным Санкт-Петербургом документам. Но это управа невозмутимо отписывалась, что трамваи не электрические, а на керосиновом ходу. То есть нарушений нет.

Любопытно, что заступником и радетелем пашковского трамвая екатеринодарская управа стала после вхождения бельгийцев в капитал акционерного общества. Коррупция? Да вы что!

Все работы по обустройству линии были завершены лишь в конце 1914 года. После этого 14 декабря 1914 года движение электрических трамваев из Екатеринодара в Пашковскую открылось официально. Тогда из-за Первой мировой войны и большого количества убитых и раненых на ее фронтах казаков Кубанского казачьего войска праздничных мероприятий в честь запуска трамвая решили не устраивать. Но, тем не менее, именно эта дата и считается днем рождения пашковского трамвая.