Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!
В предвоенное время городские и междугородние автобусы строились в Москве (АМО-ЗИС) и Ярославле (ЯАЗ). Автобусы из Горького считались служебными и стали наиболее массовыми в предвоенное время и первые послевоенные годы. Наиболее востребованным газовским автобусом стал ГАЗ-03-30, построенный на шасси ГАЗ-АА и его модернизированного варианта – ГАЗ-ММ.
История создания ГАЗ-03-30.
Первый автобус модели ГАЗ-1 был создан в конце 32-го года по инициативе специалистов Горьковского автозавода. По результатам его испытаний были построены ещё два образца под номерами 2 и 3. В середине 33-го года ГАЗ-3 стал выпускаться серийно на заводе, называемом Первым автосборочном, ранее собиравшем Форд-АА из американских комплектов.
Его производство с небольшими изменениями кузова продолжалось почти четыре года. Особенностью этой модели было наличие двухстворчатой задней двери и панель над лобовым стеклом с вентиляционными решётками и маршрутным окном.
Значительные изменения кузов претерпел в 37-м году. Он был укорочен на 0,15, автобус получил индекс ГАЗ-03-30. Через год задняя дверь кузова стала одинарной, устанавливаться он стал на шасси ГАЗ-ММ.
В военный период выпуск автобусов значительно снизился. Как все автомобили этого периода он получил большее количество деревянных деталей и крылья угловатой формы, оставшейся до окончания производства. Одновременно были упразднены правая фара и бампер.
После Победы выпуск возобновили в объёмах значительно превышающих довоенные. Автобусный завод обрёл самостоятельность и получил аббревиатуру ГЗА (Горьковский завод автобусов). Было выпущено свыше 18,5 тысяч экземпляров, что было больше, чем на любом другом заводе СССР этого периода.
Конструктивные особенности ГАЗ-03-30.
На шасси «полуторки» монтировался трёхдверный автобусный кузов с деревянным каркасом, металлической обшивкой снаружи и деревянной внутри. Деревянные детали кузова обрабатывались антисептическими растворами и, после сушки, покрывались лаком. Крыша покрывалась брезентовой тканью, пропитанной краской в несколько слоёв. На боковины ставили стальные листы миллиметровой толщины, задок обшивался листом на 0,4 мм тоньше. Кузов крепился к кронштейнам рамы болтами.
Пространство между обшивками кузова проветривалось через вентиляционные решётки, установленные в лобовой части кузова снаружи и на боковинах над окнами внутри. На боковинах располагалось по четыре окна, шесть из которых открывались. Лобовое стекло автобуса помещалось в раме, имеющей возможность подниматься, и имело один вакуумный стеклоочиститель.
В переднюю правую дверь, по ступенькам, входили пассажиры. Она имела внутри ручку для открывания, закрывалась водителем при помощи длинной тяги, которая потом успешно применялась на автобусах капотной компоновки Павловского и Курганского заводов. Левая передняя дверь предназначалась для водителя и имела стеклоподъёмник. Задняя запасная дверь позволяла быстро переоборудовать автобус в медпомощь.
Подушки водительского и пассажирских сидений снабжались пружинами, спинки были жёсткими. Сиденья, потолок и стены салона обшивались дерматином. Обогрев салона обеспечивался «печкой», нагреваемой выхлопными газами.
Внутреннее освещение кузова состояло из пяти плафонов. На лобовой части кузова устанавливались два сигнальных фонаря. Между ними располагалось окно, в которое вставлялся планшет с названием маршрута или названием организации-владельца, освещаемый двумя лампочками.
Область применения.
Основными потребителями автобуса на шасси «полуторки» были предприятия различных областей экономики СССР, где он считался служебным и возил персонал на смену и домой. Значительная часть автобусов служила транспортным средством для военных, специальных служб, вокзалов и аэропортов. Незначительная часть эксплуатировалась в пожарных частях и в качестве такси крупных городов. С использованием его кузова производили санитарные автомобили, штабные и экскурсионные автомобили.
Производство автобусов в довоенное время ограничивалось мощностями ГАЗа, поэтому даже 18 тысяч штук за 17 лет считалось массовым выпуском. Они не были совершенными даже для своего времени и имели малый ресурс, но обеспечивали перевозку людей в непогоду под крышей, что уже было достижением.
Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.
Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.
Спасибо за внимание!
Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.
С уважением и благодарностью Олег Ейский.