Что положить в рюкзак, где жить, что есть и как выжить в неотапливаемых домиках
«Непал похож на теорию относительности — все о нем слышали, но мало кто точно представляет, что это такое».
Непалом я загорелась еще в январе этого года, когда в ожидании самолета в Анталию мы мерились визами в загранпаспортах. Именно тогда я увидела у Рафаэля непальскую визу, посмотрела фотографии ребят с прошлого похода и поняла, что круче Гималаев ничего на свете нет. И я обязана это увидеть.
Даты:
23.11-08.12.2019
Базовые расходы на 16 дней в Непале на одного:
Билеты — 37 000 Р
Страховка — 9 985 Р
Виза и документы — 5 496 Р (виза на 30 дней — 50 $ (3 156 Р); карточка TIMS самостоятельного туриста — 2000 NPR (1 170 Р); пермит для иностранцев в Национальный парк Аннапурны — 2000 NPR (1 170 Р)
Транспорт — 2788 Р (машина из Катманду до Бесисахара — 3 167 NPR (1 763 Р); джип из Бесисахара до Чаме и из Мананга до Бесисахара — 5000 NPR в каждом направлении (5 566 Р); местный автобус из Бесисахара до Покхары — 500 NPR (278 Р); туристический автобус из Покхары в Катманду — 1000 NPR (556 Р).
Сувениры — 3 654 Р
Снаряжение (=сувениры) — 21 249 Р
Проживание в городах — 5 280 Р
Отдельно: еда, проживание в гестхаузах, мелкие расходы
Итог: около 100 000 Р
Ожидания:
- Температура воздуха: до +15 днем и до -5 на высшей точке, перевале Торонг Ла;
- Окончание сезона, следовательно, мало людей на маршруте, свободные гестхаузы;
- Немного снега;
- Непальский трек — это не туристический поход в обычном понимании этого слова: не нужно брать с собой еду, котелок, палатку. По пути стабильно будут встречаться деревни, где можно найти ночлег и еду.
Маршрут по дням:
1 день: Прилёт в Катманду
2 день: Получение TIMS и пермитов. Закупка недостающего снаряжения.
3 день: Переезд на машине из Катманду до Бесисахара и затем на джипе до Чаме.
4 день: Чаме (2710) - Верхний Писанг (3310)
5 день: Верхний Писанг - Мананг (3519)
6 день: днёвка в Мананге. Отлежка от горняшки. Прогулка по городу
7 день: второй день днёвки в Мананге. Три радиалки в окрестностях города: к древней ступе (более 500 лет), деревне Кхангсар (3750 н.у.м) и озеру Ганнапурна
8 день: третий день дневки в Мананге. Радиалка к озеру Ice Lake.
Набор высоты 1304 метра, общая высота - 4620 м.н.у.м., расстояние - 17 км
9 день: Переезд на джипе из Мананга в Бесисахар
10 день: Переезд из Бесисахара в Покхару
11 день: Посещение озера Фева, катание на лодке. Международный музей гор
12 день: Трек на гору Сарангкот
13 день: Трек к Ступе мира
14 день: Переезд в Катманду
15 день: площадь Дурбар в Патане. Храм-крематорий Пашупатинатх в Катманду
16 день: посещение Храма Обезьян (Ступы Сваямбунатх). Вылет в Москву
Сезон
Сезонами для трекинга в Непале считаются апрель-май и октябрь-ноябрь. Летом сезон дождей, а зимой — очень холодно, в горах снегопады, плохая видимость. Многие базовые лагеря и перевалы (как в нашем случае) закрываются. В конце ноября погода днём была от 0 до +4 градусов, ночью до -7. Дрова и электричество в Непале стоят дорого, поэтому комнаты в гестхаузах в горах не отапливаются. У нас часто замерзала вода и канализация.
Авиабилеты
Прямых рейсов из России в Непал нет, самые частые города для пересадки на этом маршруте — Дели, Абу-Даби и Шарджа. Мы летели Etihad через Абу-Даби, примерное время в дороге в один конец — 15 часов. Билеты брали за месяц до поездки.
Экипировка
По форме одежды мы не были готовы к таким морозам: на самой высокой точке трека, перевале Торонг-Ла, я рассчитывала на температуру максимум до -5. По факту она была около -25. В последний день нашего пребывания в Мананге группа французских бабушек была одета в пуховики The North Face Summit Series, и правильно сделала. Француз Мэттью, которого мы встретили в начале трека и затем уже в Покхаре, сказал, что на перевале было просто fucking cold, и он чуть было не отморозил себе руки.
Не пригодились:
- гидратор (замерзает);
- снова половина косметички (хотя и так брала шампунь/бальзам + крем);
- футболки;
- дождевик.
Очень пригодились бы:
- термос и кипятильник. Не стали брать в расчёте на то, что чай встречается часто в чайных домиках по пути и ресторанах гестхаузов. По факту: чашка чая стоит от 50 рублей, экономия была бы существенная;
- термоноски;
- тёплая куртка (моя пуховая Salewa рассчитана до -5 в городе);
- перчатки до -10;
- штаны на флисе тёплые + самосбросы.
Специально для этой поездки были куплены:
— спальный мешок The North Face “Cats Meow” с температурой комфорта 0… -5 °С);
— солнцезащитные очки Alpine для гор с фактором защиты 3-4. Наверху легко можно получить ожог роговицы. Не забудьте также солнцезащитный крем с SPF 50;
— флисовая кофта на Polartec 100 от Helly Hansen (было холодно — купила на будущее 200.
Портеры
Прелесть трекинга в Непале заключается в том, что можно даже не нести самому свой рюкзак: за 20$ в день это с удовольствием сделает портер (а вы поднимете локальную экономику Непала).
Судя по тем группам, что мы видели, портер — очень полезная вещь в хозяйстве. Стоит около 10-20$ в сутки, несет от до 20 кг вашего груза, заранее букает гестхаузы у своих товарищей, просит хозяев растопить вечернюю печь раньше положенного времени, заказывает меню и решает все-все-все вопросы. Его функции больше похожи на прислугу, шерп делает ВСЕ, только что с ложечки не кормит. Коммерческим группам с шерпами первым приносят горячий чай и еду.
Жилье
В Непале на популярных треках, к каким относится в том числе трек вокруг Аннапурны, не нужно нести палатку: на пути встретится много деревень, в каждой из которой есть гестхаузы. Условия простые: в комнате есть только кровать, реже тумбочка и стул. За дополнительную плату туалет может быть в номере, еще за дополнительную плату он будет выглядеть как тот, к которому мы привыкли, и носить гордое название «европейский туалет». Душ часто платный и газовый. Бесплатный душ работает от солнца и доступен, соответственно, лишь в дневное время, когда вы скорее всего будете на треке.
Лайфхак, о котором мы много читали и слышали (не плати за ночлег, только за еду) не сработал: максимум просто делали скидку за то, что мы завтракаем и ужинаем при нашем же гестхаузе.
Транспорт
В общей сложности за две недели мы четыре раза тряслись по 8 часов в каком-то виде транспорта.
Из Катманду до Бесисахара мы наняли машину, проезд стоил 9500 рупий на троих. Можно было уехать на local bus, но впечатление от посещения автовокзала осталось крайне негативное: мусор, босоногие дети-попрошайки, куча народу. Знаю, что многие используют такой вид транспорта для получения полностью аутентичных ощущений, но ребята по приезду в отель ещё долго отмывали себя антисептиками.
Из Бесисахара до Чаме взяли места в джипе. Джип — это разьебанный Lifan, в котором вы проведёте ближайшие 6-8 часов. Подвески в нем нет, амортизации тоже, поэтому готовьтесь к ударам по рёбрам. А ещё вместе с вами будут сидеть, как селедки в бочке, другие пассажиры, плюс подсядет как минимум один местный (мы своего попутчика отправили в багажник). Такова традиция: даже если вы платите деньги, местные будут подвозить своих товарищей.
Из Мананга до Бесисахара мы тоже добрались на джипе, 5000 рупий с каждого (с местных берут 1000). Время в дороге — около 8 часов.
Местный автобус из Бесисахара до Покхары обошёлся в 500 рупий, время в пути — около 7-8 часов.
Особенность местного автобуса (кроме его шумности и переполненнности) — специальный мальчик, который работает как кондуктор, следит за остановками, сантиметрами до обрыва на серпантине и помогает женщинам с тяжёлыми сумками.
Еда
На треке не нужно готовить: в каждом гостевом доме есть кафе, где хозяева готовят местную еду или свою интерпретацию европейских блюд.
С едой, особенно вкусной, туго. Национальное блюдо — «дал-бат» или гора отварного риса с овощами, картошкой с капустой, тибетским хлебом и чечевичной похлебкой. Подаётся с разовой добавкой (хоть все и пишут о том, что добавку дают до бесконечности — не было ни разу). Местные едят руками. Если брать местную еду, сэкономите время. У хозяев всегда есть готовый рис и овощи для себя, поэтому дал-бат приносят быстро.
Очень хорошо на маршруте зашли тибетские пельмени с мясной (курица или тунец) или вегетарианской начинкой (обычно картошка) «момо».
Спринг-роллы отличаются от того, к чему мы привыкли в Тануки: здесь это просто жареный пирожок.
Трудности будут с рыбой: в меню есть только блюда из консервированного тунца.
Супов как таковых здесь нет, «суп с лапшой» оказался обычным... дошираком. Сытно, горячо, дёшево. При наличии кипятильника на супе можно было бы здорово сэкономить.
В целом кухня на треке однообразная. Под конец похода очень хотелось фруктов и выпечки (с выпечкой и сладким в Непале беда).
Воду покупали бутилированную, но пару раз не удержались и попробовали из деревенского источника. Живы.
Так же в деревнях работают специальные питьевые пункты — Safe Drinking Water Station. Вода в них не бесплатная, стоит 40 NRP (20 Р) за литр. Наливать ее нужно в свою бутылку.
Интернет и связь
Местная симкарта оператора Ncell по факту не работала. Пользовались Yota. В каждом гестхаузе был бесплатный Wi-Fi и электричество.
Вы просили немного треша
Местный сервис скатился с горы. Пока наш джип более часа пытались починить (мы все это время ждали на улице при минусовой температуре), мимо проезжали более лучшие машины с местными. Никому не пришло в голову пересадить нас на работающий джип. На нем уедут местные, а вы, платя деньги, будете ждать ремонта своей развалюхи на морозе. Выехали мы в итоге в 9 утра вместо 7:30
По дороге водитель будет останавливаться почти в каждой деревне, чтобы кого-то посадить, что-то передать или просто поболтать.
Количество людей в машине достигает 12 человек: два спереди рядом с водителем, четыре сзади и остальные в багажнике. При этом есть точки контроля полиции, где все «багажные» вылезают, пост местного ГИБДД спокойно проходится, пассажиры после залезают обратно. Неужели стражи порядка не в курсе подобных схем?
Второй случай обмана в туристической транспортной индустрии связан с покупкой билета на tourist bus из Покхары до Катманду в одном из офисов. Заплатив по 1000 рупий за туристический автобус с wi-fi и туалетом, мы получили обычный грязный local bus с туалетом и местными. Об интернете там не слышали.
Местные могут активно «не понимать» английский язык, если вам нужно что-то от них, но активно заговорят (или просто сделают, как считают нужным), если им нужно что-то от вас.
Менталитет можно понять также по случаю с автобусом. Из Бесисахара нам нужен был автобус до Покхару. Сначала показали на один автобус и сказали, что он выезжает в семь. Потом в девять. Потом в десять. В итоге мы пришли на станцию к 9:30, автобус был другим и уходил в 10:30
Непальцы не спрашивают тебя, а просто делают, как считают нужным. Например, стащат твой рюкзак с места в автобусе без спроса, долго втыкая в объяснение, что за занимаемое им место уплачено.
Самое странное чувство — ощущать себя лишним «снежком» на этом темном празднике жизни. Абсолютно другие традиции, язык, в принципе пофигистичное отношение и отсутствие ощущения времени и спешки в повседневных ситуациях заставляют почувствовать себя неуютно. Тем не менее, турист в Непале — животное священное. Но выходя из туристического района и автоматически становясь единственным белым на всю улицу становится немного не по себе.
Выводы
Расстроена от я из-за того, что мы не выполнили первоначальную программу? Нет, ведь я узнала, что такое горняжка, смогла перебороть ее за сутки, поднялась на высоту 4600 м. н.у.м и взяла один из самых высоких наборов высоты в своей жизни: 1300 м за 3-4 часа. Это был мой первый опыт very high треккинга, и я считаю его успешным.
Из текста могло показаться, что страна привела меня в ужас, но это не так. Многие перед поездкой говорили мне, что Непал приводит либо в восторг, либо в ужас. Различие менталитетов было шоком для меня в первой такого рода поездке вне Европы, но мой шок — это мое отношение к ситуации и мои проблемы. Поначалу казалось, что мы погрузились в пыльный хаос: было очень непривычно после упорядоченного потока Москвы. А потом я поняла, что у хаоса тоже есть свой поток, его нужно только принять и влиться. Атмосфера Непала абсолютно завораживающая. Если непальцы, связанные с туризмом, больше похожи на адлерских таксистов и абхазский сервис, то именно местные открыты и приветливы. Мы всегда получали ответ на свой вопрос (а по-английски они говорят лучше, чем, например, бельгийцы, где я не могла в своё время заказать ужин). Всегда были приглашены на местные вечеринки и танцы, со всех сторон звучит приветственное «Намасте!». Несмотря на нищету (кто-то отметил, что Непал беднее даже Бангладеша), люди в ней по-своему счастливы, довольствуются тем, что есть, честно трудятся и зарабатывают на жизнь. Пахнет благовониями, сигналят местные автобусы и мопеды, продавцы выкрикивают свой товар. И ты чувствуешь жизнь, понимая, что вот он момент здесь и сейчас — и больше ничего не нужно.
Поеду ли я в Непал снова? Несомненно, как минимум я хочу пройти треки к базовым лагерям Аннапурны и Эвереста, а там уже можно будет повторить трек вокруг Аннапурны.