Найти в Дзене
Гончарова Галина

Трек в Непале вокруг Аннапурны в несезон

Оглавление

Что положить в рюкзак, где жить, что есть и как выжить в неотапливаемых домиках

«Непал похож на теорию относительности — все о нем слышали, но мало кто точно представляет, что это такое».

Непалом я загорелась еще в январе этого года, когда в ожидании самолета в Анталию мы мерились визами в загранпаспортах. Именно тогда я увидела у Рафаэля непальскую визу, посмотрела фотографии ребят с прошлого похода и поняла, что круче Гималаев ничего на свете нет. И я обязана это увидеть.

Они еще не знают, какие горячие ночи их ждут
Они еще не знают, какие горячие ночи их ждут

Даты:

23.11-08.12.2019

Базовые расходы на 16 дней в Непале на одного:

Билеты — 37 000 Р

Страховка — 9 985 Р

Виза и документы — 5 496 Р (виза на 30 дней — 50 $ (3 156 Р); карточка TIMS самостоятельного туриста — 2000 NPR (1 170 Р); пермит для иностранцев в Национальный парк Аннапурны — 2000 NPR (1 170 Р)

Транспорт — 2788 Р (машина из Катманду до Бесисахара — 3 167 NPR (1 763 Р); джип из Бесисахара до Чаме и из Мананга до Бесисахара — 5000 NPR в каждом направлении (5 566 Р); местный автобус из Бесисахара до Покхары — 500 NPR (278 Р); туристический автобус из Покхары в Катманду — 1000 NPR (556 Р).

Сувениры — 3 654 Р

Снаряжение (=сувениры) — 21 249 Р

Проживание в городах — 5 280 Р

Отдельно: еда, проживание в гестхаузах, мелкие расходы

Итог: около 100 000 Р

Пейзаж в ходе трека
Пейзаж в ходе трека

Ожидания:

  • Температура воздуха: до +15 днем и до -5 на высшей точке, перевале Торонг Ла;
  • Окончание сезона, следовательно, мало людей на маршруте, свободные гестхаузы;
  • Немного снега;
  • Непальский трек — это не туристический поход в обычном понимании этого слова: не нужно брать с собой еду, котелок, палатку. По пути стабильно будут встречаться деревни, где можно найти ночлег и еду.

Маршрут по дням:

1 день: Прилёт в Катманду

2 день: Получение TIMS и пермитов. Закупка недостающего снаряжения.

3 день: Переезд на машине из Катманду до Бесисахара и затем на джипе до Чаме.

4 день: Чаме (2710) - Верхний Писанг (3310)

5 день: Верхний Писанг - Мананг (3519)

6 день: днёвка в Мананге. Отлежка от горняшки. Прогулка по городу

7 день: второй день днёвки в Мананге. Три радиалки в окрестностях города: к древней ступе (более 500 лет), деревне Кхангсар (3750 н.у.м) и озеру Ганнапурна

8 день: третий день дневки в Мананге. Радиалка к озеру Ice Lake.

Набор высоты 1304 метра, общая высота - 4620 м.н.у.м., расстояние - 17 км

9 день: Переезд на джипе из Мананга в Бесисахар

10 день: Переезд из Бесисахара в Покхару

11 день: Посещение озера Фева, катание на лодке. Международный музей гор

12 день: Трек на гору Сарангкот

13 день: Трек к Ступе мира

14 день: Переезд в Катманду

15 день: площадь Дурбар в Патане. Храм-крематорий Пашупатинатх в Катманду

16 день: посещение Храма Обезьян (Ступы Сваямбунатх). Вылет в Москву

Сезон

Сезонами для трекинга в Непале считаются апрель-май и октябрь-ноябрь. Летом сезон дождей, а зимой — очень холодно, в горах снегопады, плохая видимость. Многие базовые лагеря и перевалы (как в нашем случае) закрываются. В конце ноября погода днём была от 0 до +4 градусов, ночью до -7. Дрова и электричество в Непале стоят дорого, поэтому комнаты в гестхаузах в горах не отапливаются. У нас часто замерзала вода и канализация.

Авиабилеты

Прямых рейсов из России в Непал нет, самые частые города для пересадки на этом маршруте — Дели, Абу-Даби и Шарджа. Мы летели Etihad через Абу-Даби, примерное время в дороге в один конец — 15 часов. Билеты брали за месяц до поездки.

Экипировка

По форме одежды мы не были готовы к таким морозам: на самой высокой точке трека, перевале Торонг-Ла, я рассчитывала на температуру максимум до -5. По факту она была около -25. В последний день нашего пребывания в Мананге группа французских бабушек была одета в пуховики The North Face Summit Series, и правильно сделала. Француз Мэттью, которого мы встретили в начале трека и затем уже в Покхаре, сказал, что на перевале было просто fucking cold, и он чуть было не отморозил себе руки.

Один из самых первых рюкзаков The North Face. Международный музей гор, Покхара
Один из самых первых рюкзаков The North Face. Международный музей гор, Покхара

Не пригодились:

  • гидратор (замерзает);
  • снова половина косметички (хотя и так брала шампунь/бальзам + крем);
  • футболки;
  • дождевик.

Очень пригодились бы:

  • термос и кипятильник. Не стали брать в расчёте на то, что чай встречается часто в чайных домиках по пути и ресторанах гестхаузов. По факту: чашка чая стоит от 50 рублей, экономия была бы существенная;
  • термоноски;
  • тёплая куртка (моя пуховая Salewa рассчитана до -5 в городе);
  • перчатки до -10;
  • штаны на флисе тёплые + самосбросы.

Специально для этой поездки были куплены:

— спальный мешок The North Face “Cats Meow” с температурой комфорта 0… -5 °С);

— солнцезащитные очки Alpine для гор с фактором защиты 3-4. Наверху легко можно получить ожог роговицы. Не забудьте также солнцезащитный крем с SPF 50;

— флисовая кофта на Polartec 100 от Helly Hansen (было холодно — купила на будущее 200.

Портеры

Прелесть трекинга в Непале заключается в том, что можно даже не нести самому свой рюкзак: за 20$ в день это с удовольствием сделает портер (а вы поднимете локальную экономику Непала).

Работа портера — это еще одно из лучших для непальца. Эти ребята таскают строительные материалы
Работа портера — это еще одно из лучших для непальца. Эти ребята таскают строительные материалы

Судя по тем группам, что мы видели, портер — очень полезная вещь в хозяйстве. Стоит около 10-20$ в сутки, несет от до 20 кг вашего груза, заранее букает гестхаузы у своих товарищей, просит хозяев растопить вечернюю печь раньше положенного времени, заказывает меню и решает все-все-все вопросы. Его функции больше похожи на прислугу, шерп делает ВСЕ, только что с ложечки не кормит. Коммерческим группам с шерпами первым приносят горячий чай и еду.

Мы шли без портеров
Мы шли без портеров

Жилье

В Непале на популярных треках, к каким относится в том числе трек вокруг Аннапурны, не нужно нести палатку: на пути встретится много деревень, в каждой из которой есть гестхаузы. Условия простые: в комнате есть только кровать, реже тумбочка и стул. За дополнительную плату туалет может быть в номере, еще за дополнительную плату он будет выглядеть как тот, к которому мы привыкли, и носить гордое название «европейский туалет». Душ часто платный и газовый. Бесплатный душ работает от солнца и доступен, соответственно, лишь в дневное время, когда вы скорее всего будете на треке.

Лайфхак, о котором мы много читали и слышали (не плати за ночлег, только за еду) не сработал: максимум просто делали скидку за то, что мы завтракаем и ужинаем при нашем же гестхаузе.

Транспорт

В общей сложности за две недели мы четыре раза тряслись по 8 часов в каком-то виде транспорта.

Из Катманду до Бесисахара мы наняли машину, проезд стоил 9500 рупий на троих. Можно было уехать на local bus, но впечатление от посещения автовокзала осталось крайне негативное: мусор, босоногие дети-попрошайки, куча народу. Знаю, что многие используют такой вид транспорта для получения полностью аутентичных ощущений, но ребята по приезду в отель ещё долго отмывали себя антисептиками.

Из Бесисахара до Чаме взяли места в джипе. Джип — это разьебанный Lifan, в котором вы проведёте ближайшие 6-8 часов. Подвески в нем нет, амортизации тоже, поэтому готовьтесь к ударам по рёбрам. А ещё вместе с вами будут сидеть, как селедки в бочке, другие пассажиры, плюс подсядет как минимум один местный (мы своего попутчика отправили в багажник). Такова традиция: даже если вы платите деньги, местные будут подвозить своих товарищей.

Из Мананга до Бесисахара мы тоже добрались на джипе, 5000 рупий с каждого (с местных берут 1000). Время в дороге — около 8 часов.

Местный автобус из Бесисахара до Покхары обошёлся в 500 рупий, время в пути — около 7-8 часов.

Особенность местного автобуса (кроме его шумности и переполненнности) — специальный мальчик, который работает как кондуктор, следит за остановками, сантиметрами до обрыва на серпантине и помогает женщинам с тяжёлыми сумками.

Еда

На треке не нужно готовить: в каждом гостевом доме есть кафе, где хозяева готовят местную еду или свою интерпретацию европейских блюд.

С едой, особенно вкусной, туго. Национальное блюдо — «дал-бат» или гора отварного риса с овощами, картошкой с капустой, тибетским хлебом и чечевичной похлебкой. Подаётся с разовой добавкой (хоть все и пишут о том, что добавку дают до бесконечности — не было ни разу). Местные едят руками. Если брать местную еду, сэкономите время. У хозяев всегда есть готовый рис и овощи для себя, поэтому дал-бат приносят быстро.

Очень хорошо на маршруте зашли тибетские пельмени с мясной (курица или тунец) или вегетарианской начинкой (обычно картошка) «момо».

Спринг-роллы отличаются от того, к чему мы привыкли в Тануки: здесь это просто жареный пирожок.

Трудности будут с рыбой: в меню есть только блюда из консервированного тунца.

Супов как таковых здесь нет, «суп с лапшой» оказался обычным... дошираком. Сытно, горячо, дёшево. При наличии кипятильника на супе можно было бы здорово сэкономить.

В целом кухня на треке однообразная. Под конец похода очень хотелось фруктов и выпечки (с выпечкой и сладким в Непале беда).

Воду покупали бутилированную, но пару раз не удержались и попробовали из деревенского источника. Живы.

Так же в деревнях работают специальные питьевые пункты — Safe Drinking Water Station. Вода в них не бесплатная, стоит 40 NRP (20 Р) за литр. Наливать ее нужно в свою бутылку.

Интернет и связь

Местная симкарта оператора Ncell по факту не работала. Пользовались Yota. В каждом гестхаузе был бесплатный Wi-Fi и электричество.

Вы просили немного треша

Местный сервис скатился с горы. Пока наш джип более часа пытались починить (мы все это время ждали на улице при минусовой температуре), мимо проезжали более лучшие машины с местными. Никому не пришло в голову пересадить нас на работающий джип. На нем уедут местные, а вы, платя деньги, будете ждать ремонта своей развалюхи на морозе. Выехали мы в итоге в 9 утра вместо 7:30

По дороге водитель будет останавливаться почти в каждой деревне, чтобы кого-то посадить, что-то передать или просто поболтать.

Количество людей в машине достигает 12 человек: два спереди рядом с водителем, четыре сзади и остальные в багажнике. При этом есть точки контроля полиции, где все «багажные» вылезают, пост местного ГИБДД спокойно проходится, пассажиры после залезают обратно. Неужели стражи порядка не в курсе подобных схем?

Второй случай обмана в туристической транспортной индустрии связан с покупкой билета на tourist bus из Покхары до Катманду в одном из офисов. Заплатив по 1000 рупий за туристический автобус с wi-fi и туалетом, мы получили обычный грязный local bus с туалетом и местными. Об интернете там не слышали.

Местные могут активно «не понимать» английский язык, если вам нужно что-то от них, но активно заговорят (или просто сделают, как считают нужным), если им нужно что-то от вас.

Менталитет можно понять также по случаю с автобусом. Из Бесисахара нам нужен был автобус до Покхару. Сначала показали на один автобус и сказали, что он выезжает в семь. Потом в девять. Потом в десять. В итоге мы пришли на станцию к 9:30, автобус был другим и уходил в 10:30

Непальцы не спрашивают тебя, а просто делают, как считают нужным. Например, стащат твой рюкзак с места в автобусе без спроса, долго втыкая в объяснение, что за занимаемое им место уплачено.

Самое странное чувство — ощущать себя лишним «снежком» на этом темном празднике жизни. Абсолютно другие традиции, язык, в принципе пофигистичное отношение и отсутствие ощущения времени и спешки в повседневных ситуациях заставляют почувствовать себя неуютно. Тем не менее, турист в Непале — животное священное. Но выходя из туристического района и автоматически становясь единственным белым на всю улицу становится немного не по себе.

Выводы

Расстроена от я из-за того, что мы не выполнили первоначальную программу? Нет, ведь я узнала, что такое горняжка, смогла перебороть ее за сутки, поднялась на высоту 4600 м. н.у.м и взяла один из самых высоких наборов высоты в своей жизни: 1300 м за 3-4 часа. Это был мой первый опыт very high треккинга, и я считаю его успешным.

Из текста могло показаться, что страна привела меня в ужас, но это не так. Многие перед поездкой говорили мне, что Непал приводит либо в восторг, либо в ужас. Различие менталитетов было шоком для меня в первой такого рода поездке вне Европы, но мой шок — это мое отношение к ситуации и мои проблемы. Поначалу казалось, что мы погрузились в пыльный хаос: было очень непривычно после упорядоченного потока Москвы. А потом я поняла, что у хаоса тоже есть свой поток, его нужно только принять и влиться. Атмосфера Непала абсолютно завораживающая. Если непальцы, связанные с туризмом, больше похожи на адлерских таксистов и абхазский сервис, то именно местные открыты и приветливы. Мы всегда получали ответ на свой вопрос (а по-английски они говорят лучше, чем, например, бельгийцы, где я не могла в своё время заказать ужин). Всегда были приглашены на местные вечеринки и танцы, со всех сторон звучит приветственное «Намасте!». Несмотря на нищету (кто-то отметил, что Непал беднее даже Бангладеша), люди в ней по-своему счастливы, довольствуются тем, что есть, честно трудятся и зарабатывают на жизнь. Пахнет благовониями, сигналят местные автобусы и мопеды, продавцы выкрикивают свой товар. И ты чувствуешь жизнь, понимая, что вот он момент здесь и сейчас — и больше ничего не нужно.

Просто музыкально-танцевальный вечер во дворе жилого дома, куда мы были приглашены
Просто музыкально-танцевальный вечер во дворе жилого дома, куда мы были приглашены

Поеду ли я в Непал снова? Несомненно, как минимум я хочу пройти треки к базовым лагерям Аннапурны и Эвереста, а там уже можно будет повторить трек вокруг Аннапурны.