Задание: Предложите решение следующей ситуации с применением технологии смешанного обучения:
В школе города N молодой специалист, учитель математики 6 класса, обучает 27 учеников, из которых 3 ребенка условно переведены в следующий класс по результатам итоговой аттестации, 1 ребенок с ОВЗ (нарушения опорно-двигательного аппарата), 5 детей с высокой мотивацией к обучению и отличными результатами успеваемости. Директор школы и педагогический коллектив поддерживают учителей, внедряющих цифровые инструменты. Большинство родителей против активного использования на уроках гаджетов, считают, что это вредно и опасно. В школе есть два стационарных компьютерных класса и один мобильный компьютерный класс (тележка с ноутбуками). Рабочее место учителя оснащено ноутбуком и проектором.Учитель жалуется, что ему трудно работать с классом детей с разными образовательными потребностями. Учитель хочет эффективно организовать свою и детей работу в классе, но не знает, как это сделать.Укажите:
- Может ли учитель в этой ситуации использовать смешанное обучение? Почему да или почему нет? (если ваш ответ “нет”, отвечать на последующие вопросы не нужно).
- Какая модель и/или комбинация моделей смешанного обучения подойдет лучше всего?
- С чего начать учителю? Укажите все необходимые ресурсы и шаги для внедрения смешанного обучения в классе.
- Какие ваши прогнозы относительно успешности внедрения технологии, рисков, сроков и перспектив?
Решение:
1. Может ли учитель в этой ситуации использовать смешанное обучение? Почему да или почему нет? (если ваш ответ “нет”, отвечать на последующие вопросы не нужно).
Это как раз одна из многих ситуаций, когда смешанное обучение поможет педагогу выстроить учебный процесс эффективно с учетом образовательных потребностей каждого. Вместо жалоб на трудности обучения и обычного озвучивания и отработки учебных материалов педагогу нужно перестроиться и перейти к роли организатора учебного процесса (это займет время).
2. Какая модель и/или комбинация моделей смешанного обучения подойдет лучше всего?
Реализовать эффективно на основе одной модели не представляет возможности, потому как заданы разноплановые краевые условия, кстати, приближенные к реальным. Поэтому, предложить учителю следует комбинацию моделей. Структура класса вырисовывается неоднородная:
Если исходить из состава класса, то перечень используемых моделей может быть таким: Виртуальная модель, Гибкий план, Индивидуальный план, Гибкая модель (в понимании шире, чем план), Смена рабочих зон (Ротация станций) и Перевернутый класс.
Разберем применение моделей согласно структуре класса слева направо. Ученику с ОВЗ сложно посещать уроки в полном объеме. Как сделать его полноценным участником учебного процесса при условии отсутствия в школе? Я использую виртуальную модель и гибкий план – с учениками, которые по той или иной причине выпадают их учебного графика на целых полгода. В данной модели, заметим, посещение школы не является обязательным. Ученик учится на онлайн-курсе (я использую ЯКласс, УЧИ.РУ и онлайн-учебники БИНОМ и электронные тетради), общается по мере необходимости по электронной почте, а также, может прийти в школу на какие-то определенные уроки, если в этом есть учебная необходимость.
В Гибком плане (модель, описанная в материалах блога Сергея Афонина http://sergeyafonin.ru/blog/ – отличается от Гибкой модели, описываемой в других источниках http://blendedlearning.pro/blended_learning_models/flex_model/, поэтому называем «планом») тоже учитываются потребности ученика. И основой является так же онлайн-обучение, с моей, естественно, поддержкой. Но здесь повышается степень контроля прохождения курса учеником, он больше проявляет ответственность и часто решает сам, какие уроки он посещает и посещает ли вообще (в задаче степень заболевания опорно-двигательного аппарата не указана, поэтому будет зависеть от возможности передвижения ребенка, а также не указан уровень мотивации ребенка, это при реализации гибкого плана нужно учитывать).
Кстати, описанные модели применимы в работе с учениками групп зеленой и желтой зоны, если ребята из этих зон будут находиться в длительном отъезде. Использование того же самого виртуального класса на вышеуказанных порталах добавляет эффект присутствия ученика в классе (так, например, ребята видели своего одноклассника, который в это время, находясь в другой стране, выполнял те же задания что и они, соревнуясь в режиме онлайн).
Идем по схеме далее, к группе красной зоны. Обычно этой группе в классе требуется повышенное внимание, увеличенные временные интервалы на изучение тем, так и будет вначале, но, поверьте, только вначале, если делать все продуманно. С этой группой нужно пробовать модель ротации станций, я обычно называю это сменой рабочего пространства, ребятам самим нравится менять положение в классе, и они не усидчивы, а также не обладают заинтересованностью в учебе.
Какие виды пространства у нас в классе: это «рыцарский стол» (зона говорения, контакта с учителем), это онлайн-ресурсы (приучаем к самостоятельности, сильные группы онлайн-обучением дают наглядный пример, но об этом позже) и третье пространство этих ребят – зона «экстра-роста» (может быть представлена парной работой, мини-проектом, а также индивидуальной работой у доски). В третьей зоне – обязательно дать увидеть ребятам их рост над собой. Со слабыми учениками в их ротации станций я применяю вначале игрофикацию, у них изначально слабая мотивация и необходимо увлечь процессом обучения, а игровые динамики помогают это сделать. Тут на выручку мне приходят цифровые ресурсы SMART, Kahoot-викторины, иногда игры из learnings.app, свои разработки:
Обычно через несколько недель ребята из слабой группы вполне могут разделять план и организацию обучения основного состава, и мы уже имеем:
Переходим к основной группе (18, затем 21 обучающийся). Вот здесь используем Гибкую модель, в основе которой учебное пространство, и у каждого учащегося есть свое собственное рабочее место, у каждого ученика есть свой компьютер, за которым он учится в режиме онлайн. Среди учебного пространства располагаются несколько зон для малых рабочих групп (мини-проекты, индивидуальный план). Обязательно есть пространство для самостоятельной работы – место, в котором ученики могут находиться малой группой:
Главная идея состоит в том, что учащиеся могут свободно перемещаться из одной зоны пространства в другую, исходя из своих, в данный момент, потребностей. Гибкая модель отличается от предыдущих моделей тем, что учащиеся не обязаны тратить четко отведенное время на какой-либо вид учебной деятельности.
Несколько учеников из основного состава (группа желтого цвета) могут использовать модель индивидуального плана, но у меня в классе это чаще всего сильные ребята (ученики из группы зеленого цвета). Обычно с ними вместе (с каждым отдельно) мы разрабатываем индивидуальный план (изучение дополнительных тем и программ, которые не входят в разделы курса, либо изучение на углубленном уровне, это уже зависит от запросов ребят).
И еще одна из предлагаемых моделей, модель Перевернутого класса, которая в самом начале работает у меня только с сильными учениками, ребята способны идти на опережение, к тому же у многих из них индивидуальный план, и учащиеся самостоятельно изучают темы, используя не только присланный мной материал. В дальнейшем я подтягиваю к проведению перевернутого класса и основной состав, но по своему опыту могу сказать, что для середнячков это не всегда подходит, поэтому чаще среди них все-таки работает Гибкая модель и Ротация станций. В итоге середнячки подтягиваются и начинают проявлять большую заинтересованность предметом и показывают выше успеваемость. Сказывается элемент соревновательности в обучении. Ребята наблюдают за продвижением сильных ребят, их возможностями выбирать. Также применение геймификации и использование гаджетов в обучающем процессе (технология BYOD – принеси свое устройство) в смешанном обучении добавляют эффективности.
Вот, например, на фото одна из групп 7 класса.
Здесь реализую, во-первых, индивидуальный план (по нему, кстати, занимается стоящий в ученик у доски, у нас есть с особая договоренность, что раз или два в четверть такой ученик выступает в ходе урока и показывает что-то освоенное им в процессе обучения, что часто «цепляет» одноклассников, и они также начинают проявлять инициативу и желание изучать что-то вне программы), и, во-вторых, перевернутый класс (новый материал мы заранее выкладываем в созданную WhatsApp-группу, и на уроке у нас гораздо меньше времени уходит на освоение очередной новой темы). На фото выше у ученика на экране смартфона как раз материал, который он не успел прочитать дома, так сказать, «пойман с поличным».
Про смену рабочих зон даже говорить не буду, - наш IT-класс предоставляет для этого все возможности, ну и конечно, онлайн-обучение и электронный контент. Онлайн-среда предоставляет учащимся возможность самим контролировать темп, время, место и путь обучения, помогает развивать навыки планирования, самоконтроль, а также дает некую свободу. В процессе работы учащихся с электронным контентом я обязательно общаюсь с каждым, курирую в их индивидуальном продвижении по теме – это также важная часть смешанного обучения.
Ребята изучают теорию, проделывают практические упражнения и тесты, и автоматизированной системой им выставляется оценка. Причем здесь доминирует не контрольная, а развивающая функция, мы обсуждаем допущенные ошибки, и я всегда даю учащимся возможность переделать задание. Немаловажную роль играет также и то, что оценка автоматизирована и формулируется не мной.
Это реально действующая схема в классе, подобном тому, что в заданной задаче, а в целом, учитель (тот, который в задании, или гипотетический) со временем выработает свою схему организации обучающей деятельности, учитывающую конкретную специфику.
3. С чего начать учителю? Укажите все необходимые ресурсы и шаги для внедрения смешанного обучения в классе.
Начать стоит с переосмысления роли - учитель-лектор становится учителем-помощником:
· переход от работы с фиксированными группами к стратегии работы с гибким формированием групп;
· уход от концепции, в которой единственным источником знаний является учитель, к роли посредника, вступающего во взаимодействие с учениками, когда им это необходимо;
· привычное обучение детей материалу должно быть дополнено привитием навыков и даже образа мышления.
Задача учителя — способствовать их обучению. Задача учеников — научиться, при этом они не только успешно справляются с заданиями, но и могут допускать в процессе обучения ошибки, наблюдают рост своих знаний и развивают самостоятельность.
В процессе обучения важно определить учащихся в правильные группы и сделать это вовремя, но после формирования групп кто-то из ребят может понять, что группа для него слишком сильная или слабая. И он может перейти в группу, более подходящую.
Когда педагоги затрачивают меньше времени на объяснение темы всему классу, они могут больше времени уделить индивидуальной работе с учениками. Не стоит забывать о том, что свое внимание необходимо концентрировать не только на материале, который необходимо преподать, но и на навыках и способах применения полученных знаний, а также на образе мыслей, который необходимо привить ученикам. И это прекрасно сочетается с основной целью смешанного обучения. Тогда ученики будут более сознательно подходить к оценке своего учебного процесса (http://sergeyafonin.ru/pereosmyslenie-roli-uchitelya-v-smeshannom-obuchenii/).
Молодому специалисту, конечно, потребуются знания по теории и практике смешанного обучения, в нашей группе «blended learning» на facebook выложено много ресурсов, не хочу повторяться, дам просто ссылку на саму страницу - https://www.facebook.com/groups/blended.learning.russia/. Пусть указанный в задании молодой специалист вступает в группу и начинает изучать ресурсы.
Что касается электронного обучающего контента, который использую сама в процессе смешанного обучения, - https://www.yaklass.ru, www.lbz.ru/metodist/iumk/, https://uchi.ru, https://learningapps.org, https://www.smarttech.com (интерактивные задания), https://kahoot.com (разнообразные викторины), ресурсы https://edu.digis.ru/program/education/, собственные видеоуроки и презентации, растущий контент МЭШ, и многое, многое другое.
4. Какие ваши прогнозы относительно успешности внедрения технологии, рисков, сроков и перспектив?
Целью реализации смешанного обучения является индивидуализация и персонализация учебного процесса. Индивидуализация в образовании предполагает, что у обучающихся появляется возможность выбора различных траекторий в образовательной среде. Персонализация предполагает, что выстраивание образовательной траектории идет от интересов, потребностей, особенностей ребенка. То есть, я не сомневаюсь в успешности внедрения технологии, учитывая, что в моих классах это работает. Но как это получится у молодого специалиста школы города N зависит от многих факторов: надо учитывать его неопытность, малый стаж работы в школе, но, с другой стороны, подкованность в информационных технологиях и небольшая разница в возрасте с учениками могут помочь в определенных моментах. Плюс на его стороне будут руководство и педагогический коллектив. А родителей можно попробовать пригласить на мастер-класс или онлайн-урок, продемонстрировав возможности и «полезности» использования гаджетов. С техническим оснащением в приведенной в задаче школе проблем нет, здесь, я думаю, техника не должна подвести))). Поэтому надо пожелать молодому специалисту успеха и, если есть в школе старший и опытный коллега-наставник, то стоит первое время курировать работу молодого учителя. На отладку учебного процесса по описанным моделям может уйти от нескольких недель.
Риски – они есть всегда. И со стороны родителей (реакции неизбежны), и у самого учителя не всегда всё и сразу получится.
Но применять смешанное обучение стоит. Проверено!