Японский менеджмент (подход к управлению людьми) считается одним из самых эффективных в мире. Любая японская продукция обладает высоким уровнем качества. Секрет такого успеха - грамотное управление людьми. Так что же такого особенного в японском менеджменте?
Мы подготовили для вас 7 самых важных принципов управления японскими компаниями:
1. Постулат «мы все - одна семья»,
толкающая японских менеджеров к установлению нормальных отношений с рабочими, формируя понимание, что работники и менеджеры одна семья.
К примеру, опрос сотрудников фирмы SONY показал, что 75-85% опрошенных сотрудников считают себя одной «командой», усиливая совместные действия, приносящие всем членам компании пользу.
Патриотизм по отношению к организации у японцев настолько силен, что, по их мнению, можно изменить мировоззрение, развестись, сменить фамилию и имя, но невозможно изменить фирме. Таким образом каждый сотрудник готов делать то, что необходимо для успеха компании и без лишнего контроля со стороны руководства.
2. Следующий принцип – это укрепление межличностных связей посредством интенсивного общения друг с другом:
во время утреннего собрания, в большом рабочем открытом зале без перегородок, где работают все, начиная от высшего руководства, заканчивая обычным сотрудников. У высшего руководства нет отдельных кабинетов, что служит напоминанием о том, только совместными усилиями можно добиться успеха.
3. Четко поставленная и понятная цель деятельности организации
сплачивает персонал фирмы в коллектив единомышленников, уверенно следующих по направлению решения центральной задачи и достижения главной цели.
4. Что касается ротации кадров в Японии,
то здесь высшее руководство компаний придерживается мнения о том, что длительное пребывание работника в одной должности приводит к потере интереса к своей работе, снижению уровня ответственности. На основе этого каждый служащий за время своего сотрудничества с компанией приобретает 5-6 специальностей, становясь профессионалом широкого профиля. Таким образом, можно решить и проблему взаимозаменяемости.
5. Пониманию японского менеджмента способствует изучение группового поведения японцев.
Правила поведения меняются по мере перехода человека из одной группы в другую (дом, школа, вуз, микрогруппы, организации и др.). Японцы проявляют лояльность по отношению к той группе, в которой в данный момент пребывают, подчиняют свое поведение общественным целям (по принципу «каждому - свое место»). Таким образом, поведение японца оценивается не критериями добра и зла, а вкладом в общегрупповую деятельность.
Главный принцип группы в Японии – «не высовывайся, то есть будь как все». Группа сама может определить лидера, расставить приоритеты, сотрудник не должен прилагать к этому усилий. Однако если член группы добился высоких результатов, то это считается достижением группы.
6. Важнейший принцип - принцип пожизненного найма.
Карьерное продвижение, в первую очередь, зависит от возраста и стажа, а только потом руководство учитывает остальные качества. Трудовой стаж работников, ушедших в другую компанию, аннулируется, работнику нужно начинать все с начала. Рабочие, меняющие место работы, воспринимаются как люди второго сорта.
7. Особое отношение в японском менеджменте принадлежит найму, продвижению и обучению служащих.
Принимая на работу выпускников средних школ и университетов, им дают возможность создать рабочую династий, можно устроить в компанию детей и близких родственников. Также широко практикуется прием на работу человека, которого рекомендовал сотрудник фирмы, несущий, однако, ответственность за свою рекомендацию (по статистике рекомендованные работники составляют около 45% от всего состава сотрудников).
Как думаете, что из этого вы можете использовать для своей команды?