Найти тему
Semenova Academy

Особенности обучения взрослых

Оглавление

Каждый, кто пытался получить образование уже во взрослом возрасте, сталкивался с такой проблемой как недостаточная мотивация и, как следствие, невысокая эффективность обучения. Обычно мы характеризуем это как снижение умственных способностей, мол “старая я уже, чтобы учиться”)) На самом деле обучаться во взрослом возрасте можно и даже нужно, главное учитывать различия между обучением детей и взрослых.

Итак, каковы же особенности обучения взрослых людей:

1. Запрос на обучение

Маленького ребенка, идущего в детский сад или школу, никто не думает всерьез спрашивать, желает ли он этого, а если желает, то чему хотел бы учиться преимущественно. Обучение детей - это откровенное принуждение, которое гуманным воспитателем может быть смягчено средствами убеждения, стимулирования интереса к процессу, приобщения к миру взрослых через освоение социальных ролей.

Для взрослого ученика вопрос принуждения лишен всякого смысла, поскольку инициатором обучения является он сам. Обычно здесь сам ученик на основе четко оформившихся профессиональных планов и карьерных устремлений проявляет активность и понимание того, что именно ему нужно из новых знаний и навыков.

И это замечательно - мы можем выбирать тот вариант обучения, который нужен именно нам. Сейчас на рынке существует огромное количество учебных услуг, можно выбрать материал под любую потребность. Главное внимательно изучить программу курса и степень экспертности преподавателя.

2. Учет низкой или снижающейся обучаемости

Ни для кого не секрет, что ребенок даже под принуждением усваивает новый материал намного быстрее, чем, скажем, сорокалетний человек. Например, по статистике количество часов, необходимых для обучения вождению автомобиля, с увеличением возраста на каждые десять лет удваивается.

Поэтому для взрослого человека важно выбирать интересные и эффективные методики обучения. В них должно присутствовать большое количество обратной связи от преподавателя.

Вывод здесь тот же - внимательно изучайте программы обучения перед их началом, уточняйте, в какой форме и объёме присутствует обратная связь.

3. Психологический статус учителя относительно ученика

Учитель для ребенка обычно является одним из главных авторитетов в детской жизни, образцом для подражания, а нередко даже объектом первой любви подростка. В такой ситуации учителю легко работать, ведь любое слово автоматически воспринимается как истина.

Отношения педагога со взрослым учеником строятся совсем на другой основе. Здесь учитель является наемным работником. Материальное благополучие преподавателя зависит от удовлетворенности ученика его работой, что в худшем случае приводит к угодничеству некоторых учителей перед своим слушателем.

Гораздо лучше, если преподаватель и взрослый ученик становятся равными в психологическом плане партнерами по взаимодействию. Процесс учебы для них - это деловые отношения уважающих себя и друг друга людей, в которых учитель далеко не всегда занимает ведущую позицию.

Тщательнее выбирайте преподавателя, которому собираетесь пойти учиться. Его деятельность должна вызывать у вас уважение, иначе вы не сможете признавать авторитетность его слов.

4. Обучение параллельно работе

Если для ребенка учеба всегда является основным видом деятельности, то взрослый обычно совмещает учебу с работой. Это порождает некоторые затруднения. Из-за того что различные виды деятельности конкурируют за мозговые ресурсы взрослого, его и так не лучшая обучаемость еще сильнее снижается.

Здесь на помощь приходит интернет. Обучения, проходящие онлайн, да ещё и без привязки ко времени, имеют большое преимущество перед оффлайн обучением, поскольку легко совместимы с обычной жизнью и работой.

5. Не только учить, но и переучивать

Для педагогов ребенок - табула раса (чистая доска), если перевести с латыни, на которой они могут "писать свои картины". В отличие от них педагоги, обучающие взрослых, имеют дело с уже сложившимися людьми, которых ранее уже чему-то научили и у которых сформировались определенные привычки в жизни и работе.

Поэтому при обучении взрослого человека обычно сталкиваются с противодействием большого количества прежних стереотипов мышления и поведения. И педагог, если сравнить его с фермером, вынужден не только выращивать новые растения, но и выпалывать старые, превратившиеся в мешающие сорняки. А это намного усложняет задачу, требует дополнительных профессиональных знаний и навыков.

Это требует от педагогов высокого интеллекта, знания психологии и особой аккуратности в обращении с учениками.

Как видите взрослые люди вполне обучаемы. Главное правильно выбрать преподавателя и форму обучения. И тогда процесс получения новых знаний будет для вас не только эффективным, но и очень интересным.

А у вас был опыт обучения во взрослой жизни? Поделитесь, что это за обучение и какой был результат?