Любовь земная. СССР, 1974. Режиссер Евгений Матвеев. Сценаристы: Валентин Черных, Евгений Матвеев, Петр Проскурин. Актеры: Евгений Матвеев, Зинаида Кириенко, Юрий Яковлев, Валерия Заклунная, Владимир Самойлов, Ольга Остроумова и др.
Судьба. СССР, 1977. Режиссер Евгений Матвеев. Сценаристы: Евгений Матвеев, Петр Проскурин. Актеры: Евгений Матвеев, Зинаида Кириенко, Юрий Яковлев, Валерия Заклунная, Владимир Самойлов, Роман Филиппов, Станислав Чекан, Ольга Остроумова и др.
Только за первый год демонстрации в кинотеатрах «Любовь земную» (1974) посмотрел 51 миллион зрителей, а «Судьбу» (1977) - 57,8 миллионов зрителей (двадцать первое место среди всех фильмов СССР).
Весьма позитивно оценивая масштабную дилогию Евгения Матвеева (1922-2003) «Любовь земная» и «Судьба», кинокритик Н. Толченова в своей рецензии, опубликованной в журнале «Искусство кино», решила, что лучше всего тягу режиссера и исполнителя главной мужской роли к героико-романтической патетике выражает цитата из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева: «Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу», а главное в матвеевской дилогии – «подвиг народа и партии, как всегда находившейся в первых рядах борьбы за социалистическое Отечество» (Толченова, 1977: 34, 40).
В. Подгорнов в «Советском экране» тоже в целом положительно оценил «Судьбу», однако, подметил и недостатки: «в фильме есть повторы, необязательные подробности, встречаются и просто неубедительные персонажи. … не стоило так подробно цитировать в «Судьбе» кадры из первого фильма – из «Любви земной» (Подгорнов, 1978: 2).
Рецензент «Советского экрана» Е. Громов (1931-2005) оказался чуть менее комплементарным, отметив, например, что в «Любви земной» «фигура бывшего кулака-вредителя с обрезом в руках кажется шагнувшей на экран прямо из фильмов и романов тридцатых годов» (Громов, 1975: 3).
В постсоветские времена киновед К.М. Исаева, скептически относясь к творческой деятельности Евгения Матвеева 1980-х – 1990-х годов, именно «Любовь земную» и «Судьбу» (несмотря на их отчетливую идеологизированность) отнесла к лучшим его работам, с «током высокого напряжения» (Исаева, 2010: 296-298).
Многие сегодняшние зрители по-прежнему любят эмоциональный кинематограф Евгения Матвеева. Приведу только один комментарий (портал Кино-театр.ру): «Время отсеяло фильмы Е. Матвеева?! Может быть, только в ваших фантазиях? Фильмы Матвеева глубоко патриотичны, в каждом кадре - огромная любовь к своей Родине. А уж "Судьбу" без кома в горле смотреть невозможно. Где там конъюнктура?! А музыка какая!» (О. Сергеева).
А что думаете о фильмах Евгения Матвеева Вы, уважаемые читатели?
Александр Федоров, декабрь 2019
Литература. Громов Е. Хозяева своей судьбы // Советский экран. 1975. № 12. С.2-3. Исаева К. Матвеев Евгений Семенович // Режиссерская энциклопедия. Т. 1. М.: НИИК, 2010. С. 295-298. Подгорнов В. Судьбу – выбирают // Советский экран. 1978. № 9. С. 2-3. Толченова Н. Счастье общее, горе общее // Искусство кино. 1977. № 12. С. 31-40.