В 2019 году в РЖД начали закупать новые пассажирские вагоны. Больше всего внимания было приковано к так называемым двухвагонным сцепам или вагонам «2019». Производитель их называл «новым поколением» пассажирских вагонов. Сегодня я расскажу и покажу, что получилось в итоге и чем это отличается от того, что было обещано изначально.
В мае 2019 года первый двухвагонный сцеп был презентован в Москве, а в ноябре такие вагоны – как в плацкартном, так и в купейном исполнении – были включены в состав поезда №71/72 «Белогорье» сообщением Москва – Белгород. Я был на презентации и уже успел проехать на новом поезде (впечатления от поездки в купе – здесь), так что могу сравнить увиденное и там, и там.
1. Один проводник на два вагона.
Как было задумано:
ФПК заявляло курс на «малолюдные технологии обслуживания». Под этой корявой формулировкой скрывалась придумка, согласно которой каждый двухвагонный сцеп будет обслуживать всего один проводник. Посадка и высадка пассажиров в поезд будут осуществляться через один из двух вагонов, чай-кофе будут продавать вендинговые автоматы, а освободившееся от купе проводника пространство займет комната с холодильником и микроволновкой для пассажиров.
Что получилось в итоге:
В итоге посадка в поезд производится сразу во все вагоны. Проводник едет в каждом вагоне, лишь ненадолго на ночь оставляя рабочее место и уходя в соседний вагон. Он оставляет табличку с указанием, что находится в соседнем вагоне, а рядом с аппаратом по выдаче холодной и горячей воды есть переговорное устройство. Холодильников и микроволновок в пользование пассажиров нет, потому что купе проводника – в каждом вагоне. При этом чай-кофе продаются и в вендинговых автоматах, и у проводников.
На мой взгляд, это большой плюс, что приняли решение о сохранении проводников в каждом вагоне. Однако большинство СМИ презентовали двухвагонные сцепы как вагоны с холодильниками и микроволновками, и в этом смысле пассажиры оказались обмануты. Наверное, для поездок на большие расстояния возможность пассажиру взять с собой еду, сохранить ее в дороге и разогреть была бы хорошим подспорьем.
2. Климат-контроль в каждом купе.
Как было задумано:
На тестовом вагоне в каждом купе был установлен регулятор температуры воздуха, который предполагал, что пассажиры смогут изменять температуру воздуха в пределах пяти градусов.
Что получилось в итоге:
Регуляторов температуры воздуха в купе нет. В РЖД говорят, что в будущем сцепы с регуляторами все же появятся, но в поезде Москва – Белгород регулировки нет.
На мой взгляд, отказ от индивидуального климат-контроля – серьезная потеря. Его наличие было заявлено одной из главных инноваций новых вагонов, но в результате от него по-тихому отказались.
3. Телевизоры в каждом купе.
Как было задумано:
На презентации были показаны вагоны, в каждом купе которых были установлены телевизоры.
Что получилось в итоге:
Телевизоров нет.
Я считаю, что это благо. Такое общественное место, как купе поезда, должно предполагать «аудиогигиену». Кто хочет – тот может смотреть видео с компьютера или телефона в наушниках. Наличие телевизора никак не повышает уровень обслуживания пассажиров, но создает дополнительный повод для конфликтов.
4. Душ в каждом вагоне.
Как было задумано:
В каждом вагоне сцепа в одном из туалетов дополнительно оборудуется душевая комната. На презентации вагона представители ФПК мне говорили, что пользование душа будет платным. Это вызывало множество вопросов, ведь в этом случае второй санузел был бы постоянно закрыт и открывался бы только для оплативших душ пассажиров. Одного оставшегося туалета на 36 мест в купе, а тем более 54 места в плацкарте – явно было бы мало.
Что получилось в итоге:
В итоге туалет с душем открыт для свободного посещения. Душем может воспользоваться любой. За отдельную плату у проводника можно купить тапочки, набор с мылом и шампунем и взять в аренду банное полотенце. Если у вас все это есть с собой, то душ вам обойдется бесплатно.
На мой взгляд, это оптимальное решение! Конечно, и в этом случае никто не застрахован от ситуации, при которой пассажир может оккупировать туалет с душевой кабиной на длительное время, но тут уж остается лишь уповать на сознательность людей.
Пурифайер вместо титана, сейфы, вторые шторки
Что касается других нововведений, то все они сохранились. В двухвагонных сцепах вместо титанов установлены пурифайеры, которые фильтруют и нагревают (охлаждают) воду, так что пассажиры могут набрать как горячую, так и холодную воду. Но кипятка здесь уже никто не обещает.
В каждом купе появилось по четыре сейфа для пассажиров. Они установлены в ящиках для вещей, причем сейф для верхнего пассажира размещен внизу. Это не самое удачное решение: места для вещей нижних пассажиров практически не остается.
Еще одно нововведение – двойные шторки на окнах. Первая просто затемняет стекло, вторая – закрывает его полностью. Прелести такого решения я не смог оценить в полной мере из-за того, что вся моя поездка проходила в темное время суток.
Еще одно нововведение – столик со складывающимися «крыльями» в купе. По задумке благодаря такому решению пассажирам нижних полок должно стать комфортнее спать. На мой взгляд, это работает, только если на столе ничего не стоит. Если на нем много еды и питья, то складывать столик становится не очень удобно.
Оценивая вагон в целом, могу сказать, что получилось не хуже всего того, что выпускалось по сей день. Однако если бы производитель не отказался от индивидуального климат-контроля и нашел бы более грамотные решения для установки сейфов в купе, степень комфорта была бы значительно выше.
В ближайшие дни я расскажу подробнее о поездке в таких вагонах (как плацкартных, так и купейных) и поделюсь впечатлениями от сервиса в фирменном поезде «Белогорье».