Найти в Дзене
Владимир Антонов

Все учителя будут получать одинаковую зарплату?

Не так давно совет Федерации обсуждал вопросы заработной платы российских учителей. Эта тема, как известно всем, кто даже не является учителем, очень болезненная для нашего общества, так как в большинстве случаев зарплату учителя получают из бюджетных средств. Попросту сказать, учителя – это бюджетники.

Совет Федерации планирует обратиться к правительству с предложением проработать принципы начисления зарплаты. Сегодня заработная плата за ставку учителя одного и того же предмета с учетом одинакового стажа и квалификационной категории может заметно разниться в зависимости от региона проживания. Совет Федерации считает необходимым создать единую тарифную сетку для всех учителей. Так было и раньше, в советское время. Молодой педагог всегда знал, сколько он будет получать за ставку, независимо от распределения после окончания вуза (когда-то было и такое!). Разница могла быть лишь в применении местных коэффициентов, например, для учителей, работающих в условиях Крайнего Севера и др.

А что же сегодня? Многие школы сегодня переведены на автономию, т. е. являются автономными организациями. А это значит, что они должны зарабатывать деньги (хотя, на мой взгляд, предназначение школы в чем-то другом)))). Я не буду подробно расписывать особенности автономного функционирования школ. Это отдельная тема. Речь все же о зарплате, вернее о ее одинаковом размере в любой точке страны. Опять же на практике нередко можно встретить и такое: зарплата у педагогов может быть разной и в пределах одного региона (речь идет, конечно же, о сопоставимости учителей – с одинаковой нагрузкой, стажем и т. д.). Официальная статистика демонстрирует среднюю зарплату учителя по стране гораздо выше той, которая имеется в реальности. Не буду приводить цифры, в них очень мало реальности. А реальные зарплаты учителей, порой складываются из нескольких показателей, среди которых, например, работа на 1,5 ставки и выше. Опять же, не совсем понятно, почему учитель должен работать более чем на одну ставку? Почему его труд в пределах одной ставки настолько малооплачиваемый, что приходиться увеличивать нагрузку. О каком саморазвитии учителя может идти речь, если он после уроков уже выжат как лимон. Отсюда, как итог, раннее профессиональное выгорание.

Хочется надеяться, что если и будет принято решение об уравнивании зарплаты учителям по всей стране, то это цифра не будет соответствовать самой низкой зарплате, а все-таки уравнивание пройдет с оглядкой на достойную зарплату. Ведь и в сельской школе учитель тратит на дорогу время и средства, если он работает за 3-4 километра, например, в соседнем селе. Ему также необходимо одеваться и обуваться. И, наверняка, он тоже хочет есть. И, между прочим, цены в российской глубинке на те же продукты питания, что и в городах, примерно такие же, а иногда и выше. Учителя также воспитывают детей, независимо от того, работают в городской школе, или в сельской. Они проходят аттестацию, покупают методическую литературу (часто за свой счет), проходят курсы повышения квалификации. Так почему же сегодня так сильно разнятся зарплаты педагогов? Я ни в коем случае не хочу сказать, что кто-то недостойно много получает, нет. Большинство получает недостойно мало! А пока остается только ждать решения по этому вопросу.