Найти тему
Справочник кинопижона

Мамблкор - кино, где только мямлят

Оглавление

Мамблкор (Mumblecore) - последнее крупное течение в рамках американского независимого кино. История мамблкора начинется в 2002 году, когда до этого мощное американское независимое кино, из которого в 80-е - первую половину 90-х в Голливуд пришли Квентин Тарантино, братья Коэн, Стивен Содерберг, Хэл Хартли, Ричард Линклэйтер, Джим Джармуш, Брайан Сингер, Дэвид Гордон Грин и многие другие, превратилось просто в кузницу кадров для Большого Калифорнийского Брата. Карьера американского режиссера: снял дебют, попал с ним на кинофестиваль в Санденсе, привлек внимание продюсеров, отправился к большим бюджетам. Как раз в начале нулевых многие "независимые" стали снимать кино не ради кино, а чтобы понравиться голливудским боссам.

Именно на этом фоне появляются кинематографисты, которые принципиально не используют кино как площадку для попадания в высшую лигу, а вместо этого снимают откровенно безбюджетное, бессюжетное, разговорное кино часто с непрофессиональными актерами и нарочито любительской режиссурой, иногда нарочито отсутствующей.

Фильмы, которые создавали режиссеры течения: Джо Сванберг, братья Дюпласс, Ри Руссо-Янг и Эндрю Буджальски, часто снимались без сценария в привычном понимания этого слова, на дешевые цифровые камеры, а основное их содержание составлял бесконечный, малоосмысленный, ассоциативный трёп, часто сымпровизированный прямо на съемочном площадке. Отсюда собственно и появилось название течение от английского слова Mumble, то есть "мямлить". Именно свобода импровизации, хаотичность и непреднамеренность происходящего на экране принципиально отличает мамблкор от таких разговорных фильмов, как "Кофе и сигареты" Джармуша или "Моей обед с Андре" Луи Малля. Несмотря на режиссерскую природу течения, мамблкорщики сознательно минимизировали значение режиссуры. Если фильмы Линклейтера, Кевина Смита или Квентина Тарантино практически невозможно перепутать между собой, так как на каждом из них стоит клеймо индивидуального режиссерского стиля, то при просмотре мамблкора действительно трудно понять, кто это снял: Сванберг или Буджальски.

В отличие от близкой по духу "Догмы-95", мамблкорщики манифестов не писали и единой идеологией в работе не руководствовались, превратив в идеологию течения способ производства кино.

5 случайных фильмов течения

Смешно, ха-ха (Funny Ha Ha), 2002, режиссер - Эндрю Буджальски

Фильм, многими считающийся первым настоящим мамблкором. Ручная камера, бесконечное балабольство, абсолютно антиголливудский подход к съемкам.

Мягкое кресло (The Puffy Chair), 2005, режиссеры - братья Дюпласс

-2

Полнометражный дебют братьев Дюпласс, сюжет которого вращается вокруг покупки мягкого кресла. Да, бытовуха - один из краеугольных камней всего мамблкора. Вообще в этом можно увидеть поэзию повседневности или меланхолию банальности, но лучше не надо.

ЛОЛ (LOL), 2006, режиссер - Джо Сванберг

-3

Игровой дебют еще одного видного мамблокорщика Джо Сванберга, снятый с характерным для течения бюджетом в 3000 долларов. Если вдруг интересно, в центре "сюжета" проблемы коммуникации в цифровую эпоху.

Полночный поцелуй (In Search of a Midnight Kiss), 2007, режиссер - Алекс Холдридж

-4

Чернобелый мамблкор, сюжет которого крутится вокруг свидания в слепую, оборачивающегося прогулками по Нью-Йорку и бесконечными диалогами.

Сайрус (Cyrus), 2010, режиссеры - братья Дюпласс

-5

Иногда мамблкорщики "предают" собственные идеалы, снимая разговорное кино, но уже с миллионными бюджетами и звездами Голливуда в кадре. Джо Сванберг снял "Собутыльников" с Оливией Уайльд, а братья Дюпласс соорудили разговорную трагикомедию с Джоном Райли и Джоной Хиллом в главных ролях. Кино почему-то понравилось Квентину Тарантино, так что последний включил его в персональный топ-10 лучших фильмов 2010 года.