Найти тему

БЕГЛЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О КНИГЕ АДОРНО О МУЗЫКЕ


.

Теодор Адорно интересно пишет, в Социологии Музыки, руководствуясь чисто марксистским тезисом, о том что музыка выражает классовую идеологию, которая она скрывает , (маскируя свою "классовость" в своей гармонии), и хотя подход это узкий, и я бы сказал специфичный, в книге Теодора Адорно много поразительных наблюдений. Начиная от проведения линии между социальным происхождением музыкантов, (мелкая буржуазия, либо невысокое дворянство) и их ролью вечных придворных слуг. Именно потому, (делает вывод Адорно) музыке старых композиторов не хватало "оппозиционности" . Адорно интересно касается и материального благополучия музыкантов, в частности, он замечает, что в отличие от Пуччини , Вагнер на котором нагревались владельцы оперных залов, практически никаких высоких гонораров никогда не получал. Зависимое положение музыкантов, и принуждало их писать , или радостную, или приятную своим господам музыку - такой вывод делает Адорно.

Интересно Адорно пишет и роли низкой и высокой музыки, на анализе Баха, который часто высокие духовные стихи клал на заведомо невысокую музыку, и это у Баха звучало. Низкую (потребительскую) музыку Адорно ненавидит, за ее идеологичность, (не смотря на то что с точки зрения Адорно вся музыка идеологична.) Да и , низкой музыка, (как низкий жанр), с точки зрения Адорно, стала именно, тогда, когда высокая музыка потеряла связь с музыкой низкой...В то же время , Адорно хорошо в одном месте замечает, что несколько действительно хороших шлягеров – это обвинение, предъявленное серьезной музыке как искусству, ставшему своей собственной мерой.

Книга Адорно, несколько специфична, но интересна.