«Ford против Ferrari» (драма, биография), Джеймс Мэнголд, США/Франция, 2019
Эпическая история, основанная на реальных событиях, с первых же дней проката вознесла «Ford vs Ferrari» в топы лучших фильмов с высочайшей зрительской оценкой. Неизменные аншлаги в кинотеатрах и ни одного покинувшего зал во время просмотра почти трехчасовой ленты. Мода на длинные полнометражные картины набирает обороты, зритель полюбил смаковать каждую сцену и требует в отзывах еще больше детальных подробностей от каждого режиссера. Джеймс Мэнголд рассказал о создании самого быстрого гоночного автомобиля, противостоянии двух флагманов автомобилестроения, бизнес- и маркетинговых амбициях, натыкающихся на профессионализм, искренность и небезразличие. Здесь будет много мужской одержимости и фанатизма своего дела, настоящей дружбы и самоотверженности, знаковых событий и исторической правды. Именно в ней рождались и воплощались смелые и безумные идеи, на которые могут быть способны только избранные. Упрямство, упорство, непримиримость и нежелание подчиняться — вот залог громогласного успеха. И достигнет его только тот, кто не зависит от чужих стереотипов, умеет рисковать и идти ва-банк, обладает вселенной внутренней свободы и нагловатым хамством, позволяющим послать подальше хоть миллиардера, хоть президента. Одна предосторожность: на премьере фильма в зале плакали даже мужчины, видимо, вспоминая все свои нереализованные проекты и жалея о том, что когда-то им не хватило на них решимости.
В начале 1960-х годов монстр автомобильной промышленности Ford во главе с Генри Фордом II переживает кризис идей и их воплощения. Несмотря на миллионы сходящих с конвейера авто, продажи стабильно падают и заводу срочно нужен новый виток развития. Амбициозные маркетинговые топ-менеджеры предлагают сделать ставку на спортивные победы в гонках, где неоспоримым лидером на протяжении многих лет были итальянские команды и машины Ferrari, сделавшие красный корпоративный цвет символом победителя. Победа в гонке в Ле-Мане может стать судьбоносной для корпорации Форда, но как ее выиграть, если промышленный шпионаж запрещен, а попросту купить компанию Феррари не получилось?
Есть один отчаянный человек, продавец подержанных машин Кэролл Шелби (Мэтт Деймон) — автомобильный конструктор, когда-то выигравший гонку Ле-Мана, но списанный в запас из-за болезни сердца. А у Кэролла есть друг Кен Майлз (Кристиан Бейл) — автомеханник-гонщик в прошлом, а теперь неудачливый владелец мастерской, бизнес которого прогорает. Птицы высокого полета, прошедшие вторую мировую войну, оказались сбитыми летчиками на обочине быстро развивающегося прогресса. В состоянии упадничества и тотального разочарования их и находят хэдхантеры Форда, делая им неосуществимое предложение: за 90 дней создать гоночный автомобиль, способный обогнать на трассе непобедимого лидера.
Авантюра кому угодно покажется нелепой, только не людям, которым уже нечего терять в этой жизни, но суждено войти в мировую историю героями, совершившими невозможное. Построить спорткар GT40 за 9 миллионов долларов, научиться его чувствовать, словно свое тело, сжечь парочку таких экземпляров в попытках сродниться в единое целое с бездушным железом, заменить свое сердце на мотор, исправно работающий при семи тысячах оборотов и при этом остаться в стороне от хитрых интриг руководства — задача не из легких, но решить ее придется именно двум парням со скандальным характером.
Шелби и Майлзу придется сражаться не только с собственной памятью и травматичным прошлым, но и с отглаженными пиджаками функционеров корпорации, их страстью быть первыми и лучшими за счет других, с закостенелой бюрократией и капризами генерального состава управленцев, воротящих носы от запаха бензина и горелых покрышек. Но есть сложная трасса, есть старт и финиш, есть фигурно сделанный капот с мотором, разгоняющимся до 340 км/ч и желание доказать не только всему миру, но прежде всего себе и своей семье: «Я могу это сделать, черт побери!».
Динамика и почти документальная достоверность развития сюжета «Ford против Ferrari» завораживает зрителя. Даже если вы ничего не понимаете в гонках и форсунках, не знаете, что значит выражение «съехавшие тормоза», вы не сможете оторваться от фильма, ведь режиссер погружает в него зрителя, будто поршень в автомобильное масло. Этот коленвал эмоций вращается с бешеной скоростью, заставляя ловить хмурые и специфические шутки героев, разбирая их на цитаты, сопереживать и «болеть» в гонке, впрыскивая в кровь сумасшедшую дозу адреналина. Мир мужской доблести и чести, способности держать свое слово и быть верным обещаниям — почти исчезающая ипостась, оттого наблюдение за этим доставляет зрителю несказанное удовольствие.
Несмотря на трагичность финала, гонка Форда против Феррари оставляет светлое послевкусие исполнившейся детской мечты и веры в то, что не существует невозможного, есть просто люди, опустившие руки в самый важный момент. Мечта никогда не перестает быть мечтой, не у каждого из нас хватает сил, терпения и выдержки на ее осуществление, но в этом только наша вина и порой стоит включать свой несносный характер и идти напролом, не глядя на чужое мнение и сдерживающие обстоятельства. Ведь главное в любой гонке судьбы — это не призовой фонд и кубок победителя, а сила индивидуальности и характера, идущего к победе.
Секундомер фильма: «…есть момент при семи тысячах оборотов, когда все пропадает, машина становится невесомой, просто исчезает и остается твое тело, несущееся в пространстве и времени. Семь тысяч оборотов в минуту — вот тогда это и происходит. И ты слышишь вопрос, единственный важный вопрос: кто ты такой на самом деле?».
Читать о том, что интересно смотреть