.
Послушал, вчера, лекцию Дмитрия Быкова - о Высоцком, как о еврее, и не смотря на то, что в лекции на мой взгляд, Дмитрий Быков больше в завуалированной форме рассказывал о себе, о своей ситуации в России, (на примере Высоцкого, с которым он нашел некоторую отдаленную близость) , в целом, лекция мне понравилась - и глубиной освещения запретной темы еврейства в России, и глубиной освещения - темы советского. Хотя, повторил бы, Дмитрий Быков в ней рассказывает о себе, о своей ситуации, о своих взаимоотношениях с публикой, и с властью, и ставит, прежде всего вопросы касающиеся себя лично, через обращение к опыту Высоцкого. Однако, Дмитрия Быкова, к которому я отношусь с симпатией, я могу только понять. Вопрос, был ли Высоцкий евреем? Я бы сказал, что нет. Еврей, на мой взгляд, этот тот, кто считает себя таковым, отождествляет себя с фигурой, или архетипом еврея, что трудно найти в лирическом герое Высоцкого, отождествляющего себя, с человеком советским, не смотря на то, что по отцу Высоцкий был евреем. Если Высоцкий и ощущал в себе еврейское начало, то лишь в самых глубинных пластах своей психики.То что находится в глубинных пластах психики, больше проскальзывает в чем то, чем себя, прямо, обозначает, и это первое, что я бы отметил. А второе что я отметил бы, на мой взгляд, у классических еврейских авторов и исполнителей - в России есть либо своя "субкультурность" , которой люди еврейского происхождения придерживаются, как и своя мягкая, но ощутимая дистанция - по отношению к миру, присущая и Галичу, и Розенбауму, и Аркадию Северному, позволяющая говорить о себе, как о чем то отдельном, либо же, своя клановость, даже мафиозность, если говорить о шоубизнесе, в котором это еврейское начало обезличивается, что, так же, к сожалению , трудно отрицать. Чем выделяются еврейские исполнители? Еврейские исполнители - узнаваемы чертами более архаичного быта, как и более архаичной России, и тем, что они благодаря и чертам более архаичного быта, и благодаря библейскому (архаичному началу ) несут тепло. Что есть, то не отнимешь. Это самое первое, что я бы в них, может быть, выделил. И Бернес и Розенбаум, и Кобзон, и Шифутинский - прежде всего согревают. Да и сам Дмитрий Быков - несет на своих лекциях людям тепло. Согревает , конечно, и Высоцкий, хотя, все таки, он больше воспламеняет. Еврейские исполнители несут, (как я уже говорил), черты более архаичной России, даже если касаются , и самой современной им России.Есть эта черта и у советского Кобзона, в песне про еврейского мальчика с русской печалью в глазах, как есть она и в одесситской теме Марка Бернеса. Этой чертой еврейская традиция и узнаваема, даже если она ею и не сильно выделяется, или не бросается в глаза.
Россия еврея, это всегда Россия в России. Россия же русского, это скорее Россия над Россией. Даже в песнях Аркадия Северного, как и в песнях Шифутинского, "блатота" - это даже не столько блатота, сколько, архаичность России , ее вечная дореволюционность. Как архаична и Россия Мандельштама, хотя и скорее в историческом, чем бытовом смысле, (хотя есть в стихах Мандельштама и архаичность быта, даже в стихах Мы с тобой на кухне посидим. ) Этому есть свое объяснение. Для еврея важна самоидентичность, а самоидентичность - это и историческая память, потому и Россия в песнях людей еврейского происхождения - всегда с налетом архаизма. Этого точно нет у Высоцкого. Россия Высоцкого все таки советская, и современная ему.Что еще сказать? Я думаю, Высоцкий не ощущал себя и по отношению к евреям своим. Однако, безусловно Высоцкий был своим парнем - советским людям. Сама же лекция, может быть в чем то и субъективная, (не смотря на много глубоких наблюдений), однако, это тот случай, когда авторский субъективизм работает на истину, хотя, и трудно выражаемую , как и трудно, наверное, обозначаемую.
Наконец, лекция я бы сказал, как то приятно, мягко изложена.