Найти тему
Сталкер

Пять шедевров Никиты Михалкова 70-ых годов. О нас с вами, о русских и России

Оглавление

Как бы кто не относился к Никите Сергеевичу Михалкову, как к человеку и пароходу режиссёру, практически никто не отрицает, что в 70-ые годы прошлого века он снимал превосходное кино. И действительно, все фильмы того периода этого незаурядного художника - на виду, на слуху и в почёте до сих пор. Я решил остановиться на пятёрке его картин восьмого десятилетия 20 века, хотя была ещё очень хорошая лента "Пять вечеров", но она несколько выбивается из моего ряда своей камерностью и стилистикой. О "Вечерах" лучше писать отдельно. Итак:

Спокойный день в конце войны (1970)

Далеко не все знают об этой, дипломной работе тогда ещё начинающего режиссёра (хотя и уже известного актёра). Но уже на этой, выпускной ленте Михалкова о предпоследнем годе Великой Отечественной чувствуется будущий стиль его фирменного кино – эмоциональный на грани эксцентричности, образно-сконцентрированный, живой, зрелищный, ярко-портретный, слегка утрированный.

-2

И русский дух, и русский многогранный, внешне простецкий, но внутренне сложный характер главного героя картины, и широкий образ России с её бесконечными просторами, полями, просёлочными дорогами и казашкой, бьющий в колокол православной церкви - приоткрываются уже здесь.

Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)

-3

Самый известный фильм Михалкова часто относят к приключенческому жанру, своеобразному "истерну" в противовес американским вестернам. Но всё же эта картина гораздо серьёзней простых степных боевиков. Драма человеческих характеров и человеческих отношений здесь гораздо важней острого сюжета. И главное в этой картине - Правда. Правда о человеке. Вера в его честь и достоинство. Вера в истинные ценности. Громкие слова для приключенческого фильма? Ну так и фильм - громкий.

-4

Фильм - блестящий по форме. Много интересных находок. Много интересных деталей, которые открываешь каждый раз, когда смотришь этот выдающийся фильм в очередной, энный раз. А уж артисты здесь - сами знаете какие и как они играют!
И - музыка Эдуарда Артемьева - просто ПРОНЗИТЕЛЬНАЯ.

Раба любви (1975)

-5

Фильм вроде исторический, но на самом деле - вневременный и философский. Гражданская война, нищета, расстрелы – всё в чёрно-белом. А они там фильму снимают - все в цветном… Но и настоящая жизнь - в цвете. Она будет всегда. Чёрно-белое это хроника, плёнка, ушедшее. Революции пройдут, голод пройдёт, всё сто раз перемелется, перемолится, перевернётся, а жизнь так и будет идти своим чередом, со своими законами, чувствами и человеческими отношениями...

-6

Наверное, Михалков и есть самый русский режиссёр. Стёб и предельная серьёзность в одном флаконе, смех и грех там же, бесконечная внутренняя борьба противоположностей, издевательская национальная самоирония и одновременно сознание русской исключительности. Крайность и избыточность, безразмерный объём и мелочность в деталях. Поэтому он и его фильмы многим и не нравятся (и посмею заявить – у него все картины такие) вместить в себя такого медведя не каждый сможет.

А гениальная музыка Артемьева, постоянного соавтора Михалкова (настолько большую силу она имеет) придаёт ещё одно измерение. Тоску по идеалу.

Неоконченная пьеса для механического пианино (1977)

-7

Хотя картина – как бы экранизация нескольких произведений Чехова, по духу она ему не совсем (а может и совсем не) соответствует. Вместо чеховского спокойного повествования и присущей ему некоторой отстранённости от своих героев, здесь – типично михалковский бурлеск, преувеличение и … любовь к людям. То, что не хватало, как мне кажется, нашему литературному классику.

-8

В этой киноклассике показаны мы, русские, как есть - со всем своим самолюбием, гордыней, не желанием трудиться, но и глубоким жизненным философствованием, фатальной и тотальной неудовлетворённостью, способностью к глубочайшим чувствам и неосуществимым высоким мечтам. И всё это, и все мы, вроде такие разные, а на самом деле в основе одинаковые, показано и показаны Михалковым с глубоким сочувствием, пониманием и симпатией. И верой – в нас и в нашу жизнь. Большое спасибо ему за это.

Несколько дней из жизни И. И. Обломова (1979)

-9

Здесь ведь не только «что немцу хорошо - русскому смерть», а что русскому хорошо - очень хорошо показано – умиротворение, покой, созерцание… Хотя и от этого хорошего ему нехорошо - без тоски (опять прекрасно выраженной в музыке Артемьева), неудовлетворённости собой, самокопания, инертности и страдания от инертности не обойтись никак.

Но тут ещё и про человека конкретного. Про несбыточную любовь. Не всякая женщина Обломова полюбит – так, секундные порывы возможны у всякой, даже самой прекрасной, но связать себя с ним «навеки» - особая особа нужна. И он сам в конце концов отталкивает своей натурой, и нерешительностью в том числе… Да и ей такого добра насовсем - не нужно… Она всё равно выберет Штольца.

-10

Есть в фильме ключевой монолог Обломова с такими словами - "все думают только КАК жить, но никто не думает - ЗАЧЕМ". В этом поиске истины - настоящее русское кино.

Смотрите наше кино! Читайте о нём и на моём канале.