В современной отечественной литературе сегодня часто можно встретить утверждения о том, что Советский Союз к лету 1941 года располагал огромным парком бронированных машин, технически ничем не уступающих современным немецким образцам. Поэтому огромные потери в танках начального периода войны объясняются лишь бездарным командованием высших офицеров, неоправданно получивших высокие звания после массовых репрессий 1937-38 годов, в ходе которых были уничтожены действительно опытные военачальники.
Но так ли это? Для выяснения причин неудач 1941-42 годов можно проанализировать состав и количество бронетанковой техники Красной армии и Вермахта. Итак, основу танкового парка РККА весной 1941 года составляли танки производства 1933-1939 годов. В основном это были изрядно устаревшие Т-26 - их было более 9 000 единиц. К современным же машинам можно отнести выпущенные в 1940-41 годах 1244 танка Т-34, 788 БТ-7М, а также 424 КВ-1 и 213 КВ-2. Причём то, что танки были выпущены, далеко не означает что все они находились в войсках и тем более на передовой. Это в основном относится к "тридцатьчетверкам".
Количество танков с немецкой стороны к началу "Блицкрига" было следующим: основной "рабочей лошадкой" вермахта были Pz.Kpfw.III или Т-III, как у нас их часто называют. Их в передовых частях имелось 1440 единиц. Pz.Kpfw.IV (T-IV) было 517 штук, чешских Pz.Kpfw.38(t) и Pz.Kpfw.35(t) всего имелось порядка 900 единиц. Также в большом количестве на вооружении состояли легкие Pz.Kpfw.II, 20-мм автоматическая пушка которых легко пробивала противопульную броню танков БТ-7 и Т-26.
Кроме того, из почти полутора тысяч имевшихся в передовых частях немецких T-III, 1090 были вооружены достаточно мощной 50-мм пушкой. Все перечисленные танки вермахта выпускались уже не первый год, поэтому большинство их "детских болезней" уже были устранены, многие машины успели пройти не одну модернизацию. Да и сама немецкая армия уже имела за плечами двухлетний опыт успешных боевых действий.
Т-34 же ещё только проходили "обкатку" и имели множество недочетов. Например, у этого танка не было командирской башенки, что существенно ограничивало обзор (она появилась только в 1943 году), а командир, как отдельный член экипажа, вообще появился в 1944 году на Т-34-85.
Частые разговоры про неуязвимость советских Т-34 и КВ-1 имеют мало общего с реальностью, хотя, действительно, на тот момент это были лучшие в мире танки. Если говорить конкретно о броне Т-34,то её можно назвать лёгкой противоснарядной. Лоб корпуса танка за счет большого угла наклона выдерживал попадания 37-45-мм и даже 75-мм снарядов, но у него были ослабленные зоны вроде установки курсового пулемёта и люка мехвода.
Напротив, борт корпуса и башни пробивался с близких дистанций даже 37-мм пушкой Bofors. А стрельба в борта танка, особенно в условиях "кавалерийских наскоков" 1941 года и плохой обзорности Т-34, редкостью отнюдь не была.
КВ-1 был более сложной целью, однако здесь немцам на помощь пришла зенитная пушка 8.8 cm Flak 18, которую ещё с 1938 года они стали использовать в качестве противотанковой. И также не следует забывать, что наиболее тяжелые потери танки несли не от танков и самоходок неприятеля, а от огня артиллерии.
В общем, практически никакого перевеса в танках РККА на момент начала войны не имела. Отличные танки Т-34 и КВ-1, выпущенные в количестве порядка 1700 штук, имели свои недостатки и были не особенно надежны, поэтому списывать огромные потери начала войны на бестолковость командиров по меньшей мере неправильно.