Найти в Дзене
Без стыда

«Мы стали встречаться, гулять, целоваться» — антропологический разбор песен 90х

Оглавление

Я росла в девяностых в глухой деревушке. Музыка для меня была порталом в большой мир. И если с песнями любимых Spiсe Girls были проблемы — они пели на английском и понять смысл казалось нереально (в моей школе учили только немецкий язык), то с группой «Стрелки» проблемы не было.

«Ты не со мной»: история об утраченном королевстве и сильной героине

В отличие от предельно романтичных сюжетов сказок, где встретились он и она, а дальше все было хорошо, сюжеты песен группы Стрелки сызмальства готовили нас к суровым будням, полным мутных персонажей.

Их песни — предсказуемо про разлуки, разочарования и стремительный пепел страсти. «Ты не со мной» — в этом смысле не исключение.

Романтический сюжет завязывается на вечеринках. Там же он и приходит к финалу. Вообще, в 90-е «вечеринка» обладала невероятной ролью по части отношений. Тиндера ведь тогда не было!

Мы повстречались на вечеринке,
На вечеринке лучших друзей.

Мужские персонажи чаще всего выглядят трогательно одинокими, потерянными, нуждающимися в поддержке. В противопоставление лысым браткам и всяким там уркам, здесь мы видим не лишенных трогательности персонажей. При этом они достаточно соблазнительны, чтобы героиня потеряла голову.

Ты мне вдруг показался таким одиноким,
Всё изменил ты в жизни моей.

События развиваются чаще всего супер стремительно и всегда предельно романтично:

Мы стали встречаться, гулять, целоваться.
Мы закружились в танце любви.

А заканчиваются полным фиаско, разумеется.

Как же так случилось? Любовь потеряли.
Ты вдруг исчез и на сердце дожди.

И, как правило, почти во всех песнях разрыв случается при непроясненных обстоятельствах. Здесь вот герой просто растворился в воздухе. Опять же, это было довольно просто сделать — инстаграма для отслеживания бурных свидетельств жизни тогда не было.

Дальше героиня вместе с припевом приходит к неожиданным выводам, справедливым лишь до некоторой степени:

Ты не один, а я одна
И в этом лишь твоя вина.


При этом очевидно, что правда, как водится, тривиальна и в общем-то ничего нового:

Все говорят, все говорят,
Что ты богат, что ты женат,
А я их слушать не хочу,
Я без тебя жить не смогу.

Здесь мы видим стадию отрицания у героини, одновременно с фиксацией на предмете обожания.

К счастью, пусть и к концу песни, у Стрелок почти всегда пробуждается осознание, прозрение и хоть позднее, но освобождение от объекта нездоровых отношений. Катализатором, как правило, выступает сам персонаж, который совершает мерзковатое действие. Это снимает с нашей героини чувство собственной уникальности и особенности:

Ты стоял у бара с высокой блондинкой,
И что-то на ушко нашёптывал ей.

Героиня видит, что у нашего пикапера методы не меняются, а новые жертвы в ассортименте клубятся на любой вечеринке.

Заканчивается грустью блудодея и тихим спокойствием нашей героини. Она высвободилась из плена иллюзий. Она разочарована, но не сломлена.

Время промчалось, ты изменился,
За бывших любимых поднял бокал.
А в глазах печальных слёзы застыли,
Нашу любовь ты давно потерял.

Лена Низеенко