25 млрд рублей Россия вложит в разработку нероссийского самолёта. Минпромторг Рф принял решение о запуске работ по проектированию самолёта на базе чешской машины Л-610. Этот пассажирский самолёт вместимостью до 40 пассажиров был разработан в конце 80-х годов. Минпромторг считает, что России необходима региональная машина для местных авиалиний именно с такой вместимостью, чтобы занять нишу меньше чем Ил-114, самолёт на 64 пассажиров, которая готовится к запуску в нашей стране.
Для чего инвестировать разработку самолёта, которому уже почти 40 лет, какой в этом смысл? Минпромторг считает, что аналогичного задела в РФ нет и поэтому нужно взять тот, который уже существует на рынке, то что можно доработать. Причём отметим, что 25 млрд - это средства только на разработку самолёта, не на запуск серийного производства, нет, и такое решение будет более или менее удовлетворять потребность российских региональных линий.
Но у этого решения есть серьёзный минус, поясню на примере какой. Самый громкий проект кооперации, когда в российскую авиационную промышленность входят иностранные разработки происходил на наших глазах - это проект Сухой Суперджет 100.
Это довольно успешный проект, вдумайтесь, фактически разрушенная российская авиационная отрасль смогла выпустить более 120 бортов, но с этими машинами, современными и недорогими есть одна большая проблема - от них отказываются иностранные перевозчики. Причина в двигателях, именно двигатели Сухого сделаны в кооперации с французской фирмой Safran. Двигатель SaM-146 сделан так, что у него горячая часть, сердце двигателя, делается французами и именно с этой частью имеется большое количество проблем.
Дело вовсе не в катастрофе, которая произошла недавно в Москве, там причина не самолёт, а подготовка пилотов. Самолёт отличный, а двигатели самолёта не готовы, когда возникает вопрос их ремонта любая авиакомпания ждёт подменных двигателей или ждёт поставок запчастей, или ждёт ремонтных сервисов. Всего этого российский самолёт предложить не может, потому что двигатели в нём не российские, а французские и поэтому недавно последняя иностранная авиакомпания приняла решение продать парк российских Суперджетов.
Не будет ли похожая ситуация с региональным самолётом на несколько десятков человек. Не ставим ли мы под угрозу нашу и без того слабую авиационную составляющую, когда делаем ставку на машину, которой уже 40 лет и завязанную на иностранную компанию. Неужели в Российской федерации, одной из пяти стран в мире, являющейся лидером в авиации и космосе, нет возможности создать свой современный самолёт.
Эти вопросы остаются пока без ответа, а Минпромторг, между тем, уже в этом году открывает финансирование на запуск работ по подготовке Л-610 для российских авиалиний. В любом случае критерий успешности любого авиационного проекта - это его экономика, а как известно для пассажирских машин она начинается с 300 экземпляров.
Рынок для будущего Л-610 не наберёт 300 машин, такой потребности в нашей стране просто нет, поэтому скорее всего этот проект будет дотационным и убыточным для России. Если мы не кормим свою авиацию - будем кормить чужую, а ведь наша страна в состоянии создать свой современный региональный самолёт.