Среднее образовательное учреждение — это место, где ребенок проводит большое количество времени на протяжении нескольких лет. Помимо нагрузки в виде новых предметов, большого количества информации и домашнего задания, учащиеся попадают в новую социальную среду. Как бы ни был дружен класс, какую хорошую превентивную работу ни проводили бы педагоги, полностью избежать конфликтных ситуаций невозможно. Для решения возникших противоречий и профилактики проблем в будущем создаются так называемые школы примирения. Они помогают наладить контакт между одноклассниками, улучшить взаимодействие педагога и класса, предупредить и устранить последствия правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Кому и для чего нужна служба примирения
Залог эффективной работы школьной службы примирения — добровольное участие в этой программе учеников и преподавателей. Конфликты не разбираются только педагогическим составом, администрацией и родительским комитетом. Учащиеся принимают активное участие в деятельности школьной службы примирения, поддерживают одноклассников и помогают разрешать возможные разногласия. Ключевое слово здесь «добровольно», т. е. при этом дети сами осознают важность дела, которым они занимаются, проявляют заинтересованность в том, чтобы в их классах была хорошая, благоприятная обстановка. В результате улучшается адаптация в коллективе новичков, устанавливаются доверительные отношения между учениками и педагогами, снижается риск подростковой преступности и насилия.
Создание школьной службы примирения повышает эффективность работы всего преподавательского состава. А главное, самого директора, который не только своевременно получает сигналы о возникновении конфликтных ситуаций, но и может получить наиболее полную информацию о сути конфликта. Родители, в свою очередь, знают: если в школе действует эта программа, то их ребенок может рассчитывать на помощь и поддержку не только со стороны семьи.
Еще один важный аспект работы школьных служб примирения: если конфликт уже произошел или правонарушение совершено, в центре внимания оказывается не только жертва, но и зачинщик. Но вместо порицания и осуждения виновник получает помощь, его тоже хотят понять и выслушать. Цель заключается не в том, чтобы рассказать лицу, начавшему конфликт, что он плохой и неправильный. Напротив, его точка зрения не менее интересна, его тоже попытаются выслушать, понять и разобраться в причинах совершенного проступка.
Основные принципы деятельности служб примирения таковы:
- Добровольность участия. В решение конфликтов нельзя затягивать никого силой, участники должны быть заинтересованы в восстановлении доброжелательных отношений.
- Нейтральность арбитра, разрешающего спор. Этим лицом чаще всего выступает преподаватель, важно его умение беспристрастно выслушать каждого ученика.
- Информированность всех сторон. Учащиеся имеют право на получение исчерпывающих сведений о том, кто и как может помочь им, каковы условия участия в программе примирения.
- Конфиденциальность. Этот пункт становится особенно важным, если речь идет о совершенном правонарушении. Пострадавший должен быть уверен в том, что вся личная информация не станет известна посторонним.
- Ответственность сторон. Ведущий — лицо, которое помогает разрешить конфликт, — следит за безопасностью и комфортом всех участников. Вторые, в свою очередь, ответственны за результативность процесса.
Как работает школьная служба примирения
Принципы создания и функционирования школьных служб примирения были сформулированы в таких документах и программах:
- «Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях».
- «Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций».
Структура службы примирения довольно проста. В нее входят один или несколько руководителей и школьники-волонтеры. Последние, как правило, отбираются из старших классов, поскольку имеют авторитет в глазах младших и при этом способны лучше понимать их проблемы и трудности. Участники проходят специальное обучение, особенно преподаватели, — как правило, им в этом помогают тренеры. По программе уже разработана и специальная литература, одна из самых популярных на данный момент книг — практическое руководство Антона Коновалова «Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений». Автор является создателем самой концепции служб, делится с преподавателями теорией и помогает спланировать работу. Тренеры проходят проверку на соответствие в специальных сообществах и в дальнейшем помогают педагогам и координируют их работу.
Одно из ключевых понятий школьной службы примирения — медиация. Это процесс, в котором беспристрастное лицо (медиатор) помогает сторонам урегулировать конфликт. Сначала происходит встреча и беседа с каждой из сторон отдельно, затем они встречаются и под руководством преподавателя обсуждают ситуацию и приходят к консенсусу. Если речь идет о совершенном серьезном правонарушении, готовность сторон примириться с помощью службы может быть учтена в судебном разбирательстве.
Общая программа школьной службы примирения визируется и утверждается директором, в дальнейшем педагоги опираются на нее при разработке индивидуальных программ для каждой конкретной ситуации.
Как организовать школьную службу примирения
Если директор и педагогический коллектив, посовещавшись с родителями, приходят к решению участвовать в программе, первое, что должна подготовить администрация, — план работы школьной службы примирения. Он включает в себя все пункты, которые необходимы для эффективного функционирования системы:
- График всех действий и совещаний.
- Поиск тренеров и подготовка медиаторов из состава преподавателей.
- Информирование о запуске программы (в том числе, например, создание сайта школьной службы примирения).
- Классные часы и стенды для отбора волонтеров среди учеников.
- Практические занятия и индивидуальные беседы с детьми, проявившими инициативу.
План работы школьной службы примирения разрабатывается на год. К концу указанного в документе периода подводятся итоги и оценка эффективности, вносятся необходимые коррективы.
После подготовки плана работы школьной службы примирения проводится отбор учащихся и создание клуба медиаторов с учетом необходимости регулярных встреч. Для преподавателей подготавливаются краткие информационные сообщения, что помогает заручиться дополнительной поддержкой педагогического состава. Лучший способ информирования родителей о школьной службе примирения — презентация, сочетающая в себе все необходимые сведения, наглядность и краткость.
Какие документы нужны для организации
Приказ о создании школьной службы примирения — основной документ, подписывается директором и включает в себя:
- Непосредственно само указание на создание службы.
- План работы школьной службы примирения и ее состав (руководитель и несколько преподавателей).
- Цели, принципы, задачи и порядок формирования службы.
- Порядок организации деятельности.
На момент разработки документации школьной службы примирения желательно определиться с выбором тренера. Как правило, директор отправляет запрос в региональные центры восстановительной медиации для привлечения специалиста.
На заседании педсовета рассматривается и утверждается положение о школьной службе примирения, в котором ставятся конкретные задачи на учебный год, назначаются ответственные лица и определяется порядок действий.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.