Найти в Дзене
Азбука Строительства

Проект загородного дома в неорусском стиле

Эксклюзивный проект в неорусском стиле с использованием мотивов древнерусского зодчества и эпохи модерна.

“Модерн“, как архитектурный стиль, зародился в Европе и появился в России в конце 19 века. Отходя от классических канонов предшествующих эпох, этот стиль изначально предназначался для богатых частных усадеб, особняков и дач, и был признаком достатка и роскоши состоятельных людей, которые представляли собой новый развивающийся класс.

Немалую роль представители зарождающегося класса сыграли для появления столь пышного разнообразия архитектурных решений. Став индивидуальными заказчиками, купцы и промышленники хотели получить неординарное и эффектное решение своего дома. Если к этому прибавить творческие поиски и амбиции архитекторов той эпохи, то станет понятным, почему “Модерн” наряду с появлением новых принципов, подразумевает еще и смешение определенных архитектурных стилей, и использование методов из разных течений.

Стоит отметить, что для заказчиков той эпохи трудились видные архитекторы, являющиеся яркими мастерами своего стиля.

В Русском модерне просматривались разные направления, одним из которых является национальный вариант. Архитекторы этого направления часто обращались к историческому наследию русских мастеров, изменяя по своему вкусу национальные формы древнерусского зодчества.

-2

Коттедж, который мы вам представляем, был создан архитектором, как вариация на тему Неорусского стиля, со своей интерпретацией древнерусских мотивов.

Однако, при разработке фасадов этого здания архитектор с любовью и пониманием использовал и ряд стилевых особенностей присущих Северному, Московскому и Европейскому модерну. Ассиметричная живописная композиция фасадов, облицовка разных фактур и цветов, эркер, как доминирующий архитектурный элемент, щипцовая кровля, орнамент с использованием окружностей, окна со скосом разной формы, все эти мотивы органично переплелись в архитектуре этой усадьбы.

Дача Гаусвальд, Каменный остров, Петербург 1898г. Архитекторы Владимир Чагин и Василий Шёне.
Дача Гаусвальд, Каменный остров, Петербург 1898г. Архитекторы Владимир Чагин и Василий Шёне.

Но совершенно особый колорит образу здания придают некоторые детали из древнерусской архитектуры времен Русского Узорочья XVII вв. Этот стиль славился пышными композициями, живописностью силуэтов сооружений и богатством декоративных элементов. Церкви, палаты и дворцы, выполненные в этом стиле, встречаются в Москве и Подмосковье.

-4

Ярким элементом узорочья, использованным в этом проекте, является роскошное крыльцо, по правилам стиля хорошо обозначенное фигурными полуколоннами и высоким стилобатом с большим количеством ступеней. Спуск в котельную, расположенную в цокольном этаже, оформлен аркадой на кубышчатых колоннах, и по образу схож с гульбищем, являвшимся деталью русского частного дома или храма.

Пышное крыльцо в стиле «Узорочья». Храм Николая Чудотворца на Берсеневке
Пышное крыльцо в стиле «Узорочья». Храм Николая Чудотворца на Берсеневке

В верхнем ярусе коттеджа ясно читаются мотивы деревянного дачного (провинциального) модерна, в котором часто прослеживались отголоски древнерусской архитектуры. Этот псевдорусский стиль появился перед революцией в результате перерождения русского деревянного зодчества, в то время, когда по строительству на первый план вышли усадьбы, городские дома и дачи.

«Теремок». арх. Малютин С.В. Деревня Фленово, Смоленской области, 1901г.
«Теремок». арх. Малютин С.В. Деревня Фленово, Смоленской области, 1901г.

В щипцах кровли находится декоративное резное заполнение, напоминающее кокошник (в русской церковной архитектуре XVI - XVII вв. фальшивая килевидная или полукруглая закомара).

Дом Шорина, 1902 г. Щипцы в виде кокошников
Дом Шорина, 1902 г. Щипцы в виде кокошников

Наличие башни в общей композиции тоже является частым приемом модерна, который использовался для придания романтизма и живописного силуэта всему зданию. Массивная многоуровневая кровля, выполненная с характерным изломом у основания, контрастно подчеркнута деревянным рельефным фризом, с крестовидным декором. А мягкий переход от свесов кровли к стене осуществлен благодаря массивным фигурным кронштейнам, визуально объединившим светлые оштукатуренные стены фасада и деревянную подшивку кровли.

Главная доминанта - башня и щипец с декоративным заполнением. Особняк И. Л. Динга в Сокольниках
Главная доминанта - башня и щипец с декоративным заполнением. Особняк И. Л. Динга в Сокольниках

Все эти детали, благодаря стараниям современного архитектора, органично соединились в единую живописную композицию, а изучение этого проекта позволило нам окунуться в разные исторические и архитектурные эпохи России. И еще раз понять, какое богатое архитектурное и художественное наследие кроется в памятниках русской архитектуры, а знание и внимательное изучение работ древних зодчих непременно придаст вдохновения современным проектировщикам.

Подробно познакомиться с проектом вы можете на сайте https://www.azbuka-stroy.ru/projects/individualnyy_proekt/proekt_doma_ab-396/