Российский маршрут-конкурент Суэцкого канала вызывает все большую дискуссию у наших партнеров и не только. При этом можно провести четкую границу между странами которые "за" и которые "против".
В первую категорию попали, в основном, страны Запада. Как правительства, так и крупные компании выражают протест прокладки судоходства сквозь арктические воды. Страны Востока же напротив - поддерживают СевМорПуть.
Однако некоторые страны предпочитают занимать двойственную позицию. Например - Британия. С одной стороны, один из лидеров стран-Запада и не может идти на сотрудничество с Россией. С другой - предстоящий выход из ЕС ставит перед страной серьезные экономические вопросы, и именно российский маршрут может помочь в этом.
Однако Британия все-таки далеко, поэтому поговорим о наших соседях - о норвежцах.
Норвегия против
Осло придерживается общей политики - СевМорПуть нецелесообразен. Правда кроме стандартных слов о вреде экологии и неэкономичности добавляется новое - отсутствие безопасности на маршруте. Разумеется, речь идет не о защите от пиратов, как в случае Сомали. В Норвегии не могут представить, как Россия обустроит всю инфраструктуру на всем протяжении, в том числе и спасательную.
Да, технически Норвегия не имеет отношения к СевМорПути - маршрут проходит исключительно в территориальных водах России. Но сейчас он заканчивается в Мурманске, но есть перспективы, заключив определенные соглашения, продолжить его напрямую до портов в Европе.
Поэтому Норвегия, как первая страна на пути, и заявляет о неподдержке маршрута. Более того - порты Шпицбергена не будут предоставлены (хотя они не особо то и нужны, но главное сказать).
Непростой интерес
То есть на словах, официальный Осло крайне не поддерживает очередную идею России. Но есть пара нюансов, которые покажут обратное.
Возьмем город Киркенес - это первый порт, который будет на потенциальном продолжении СевМорПути - до границы с Россией 14 км.
Сейчас там нет особой активности - рыболовные суда, немного контейнеровозов, иногда туристические лайнеры. Однако власти города готовы и ждут китайские товары, которые последуют по СевМорПути, ведь Киркенес - незамерзающий порт.
Но желание местных властей и одного порта мало. Поэтому активно прорабатываются планы по строительству новой железной дороги - Арктический коридор через Норвегию, Финляндия, потенциально Швецию, с выходом в центральную Европу.
И это серьезные намерения правительств трех государств. Для обсуждения это идеи даже приглашали российского посла.
Если смотреть здраво - то эта железная дорога - это способ заработать на транзите с помощью России. Т.к. по СевМорПути товары готовенькие доставляют до Киркенеса, откуда по ж/д Норвегия отправит их адресату сама.
Замечу, что одной из проблем стройки стала... экология. А точнее пастбища оленей, сквозь которые должна пройти новая дорога. Экологи протестуют, но правительства Норвегии и Финляндии стараются не обращать на них внимания. Ведь это можно Россию попрекать во вреде экологии. В своём случае - это экономика и целесообразность.
Мне кажется, Норвегия только делает вид, что против СевМорПути. Как только появится возможность заработать - они первыми встанут в очередь. Думается мне, не стоит им этого позволить
Согласны? Ставьте "Лайк"
Понравилась статья - поделись с друзьями!