Найти тему
lfn_fan

"Иисус из Монреаля": один из первых фильмов с Роем Дюпюи

В переходе метро, сквозь шум человеческой возни и железный лязг механизмов, льются чистые ангельские голоса. Две девушки сидят на полу, подогнув юбки, и просто поют. Иногда их песнь прерывается звоном брошенной монеты, но чаще — растворяется в воздухе незамеченной.

В моём фильме история Страстей Христовых — это метафора художника, творца, артиста и всех соблазнов на его тернистом пути.

Библейские сюжеты переносились на экран не раз и не два, но режиссёр Дени Аркан — атеист. В его фильме Иисус — это сценический образ, а сюжет разворачивается вокруг молодых актёров, которым поручено поставить и сыграть обновлённую версию "Страстей Христовых" для привлечения в церковь большего количества прихожан. Сейчас об этой канадской картине вспомнят разве что ярые фанаты Роя Дюпюи, хотя в своё время фильм номинировался на "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке".

"Иисус из Монреаля" разительно отличается как от выхолощенного голливудского, так и от прямолинейного русского кино. Прежде всего, это история для ума и сердца, из которой вряд ли можно извлечь привычное развлекательное удовольствие. Начинается она медленно и непритязательно, без каких-либо сюжетных "крючков" и интриг, и, по сути, сразу отсекает праздных зрителей, ищущих быстрого выброса дофамина. Кажется, кому интересно смотреть на то, как ставится библейская пьеса? Разве что студентам-теологам?..

Но не торопитесь с выводами. Этот фильм совершенно не о религии, он о нас с вами и о нашем обществе. Как Иисус когда-то призывал покаяться и отвергнуть всё мирское, так и Дени Аркан кричит нам: "Смотрите! Смотрите, во что вы превратились!" Молодые и талантливые актёры, которых собирает для пьесы главный герой, до его вмешательства вынуждены зарабатывать на хлеб чем ни попадя: кто-то озвучивает порно, кто-то продаёт своё тело для билбордов и рекламы, а кто-то и вовсе думать забыл об искусстве. Духовник, который "заказывает" постановку спектакля, втайне проводит ночи с любимой женщиной и уже давно не верит в свою "работу", но не имеет смелости отказаться от идущих вместе с духовным саном привилегий. Полицейские, судьи и врачи, оказывающие вовлечёнными в события фильма, не видят дальше собственного носа и ставят формальности превыше человеческой жизни. Наконец, праздная публика использует спектакль как очередной предлог сотворить себе кумира и отдаться ложным ценностям.

-2
До того, как в моей жизни появился Даниэль, я и не думала, что бывают мужчины, которым от меня нужен не только секс. Кругом твердили, что единственное, что у меня есть, — это моё тело и моя молодость, и, самое страшное, я и сама в это верила. Моим представлением о рае была поездка на Бали и стакан с тропическим коктейлем.

Пьеса, которую ставит труппа Даниэля, застревает костью в горле церковников-заказчиков и вызывает гротескно-перевёрнутый ажиотаж у публики, но по-настоящему живительное действие оказывает на самих актёров. Лакмусовой бумажкой здесь становится образ Мирей, молодой девушки, которой уже не привыкать, что её просят раздеться на пробах и оценивают, как кусок мяса. Словно Марию-Магдалину, Даниэль вытаскивает её из этого блуда и показывает новый мир. Однако, счастье возлюбленных длится недолго, а откровение превращается в горькую пилюлю, ведь все мы так или иначе — винтики системы. А система построена по единственному принципу: "Продавай!" - "Покупай!".

-3

Знатоки и ценители Библии найдут в фильме множество аллюзий и отсылок к сценам Нового Завета. К примеру, Даниэль становится своеобразным учителем для других актёров, как Иисус был учителем для своих апостолов. Сцена разрушения аппаратуры во время рекламных проб перекликается с изгнанием торговцев из храма, диалог с судьёй похож на разговор с Понтием Пилатом, а встреча с адвокатом и дельцом Ивом Жаком имеет явные параллели с Искушением Христа. Впрочем, даже и без такого анализа основная мысль фильма не ускользает от зрителя: настоящее искусство редко и неподкупно, оно счастливо просто быть — и подобному же "учит" того, кто ему внимает.

Что касается участия Роя Дюпюи, то роль здесь у него совсем крохотная. Он играет одного из полицейских, которые приходят арестовывать Даниэля после дебоша на рекламных пробах, и дежурно зачитывает обвиняемому его права. Если вы планируете посмотреть фильм только из-за этого актёра, то поберегите время. А ещё лучше — посмотрите только сцены с его участием:

В целом, "Иисус из Монреаля" — это умный и душевный фильм, который мягко, но настойчиво говорит с нами о важном и ещё несколько дней после просмотра не выходит из головы. Кроме того, это прекрасный повод познакомиться с независимым европейским (и европеизированным) кинематографом.