Стремительное исчезновение деревянных зданий — кое-что сообщает о нашем отношении к собственной истории. На Западе и некоторых странах Востока до сих пор существуют постройки из дерева, чей возраст насчитывает около 10 веков, например, — Гринстедская церковь (графство Эссекс, Великобритания). Ее построили в XI веке (и она сохранилась). Давайте ценить и любить такие здания, и смотреть на те из них, которые еще можно увидеть в Москве — и не переживайте, что на нескольких из этих снимков лето или весна; фотографии сделаны автором в течение последних трех-четырех лет.
Новогиреево: Дом-музей Алексея Дикого
Алексей Дикий — актер и театральный режиссер. В этом дореволюционном домике, который приобрела в 1910 году его мама, Алексей прожил значительную часть своей жизни. Название «Дом-музей» — распространенное, но не совсем верное: экспозиция здесь какое-то время была, но, скорее, устроенная на общественных началах. После смерти режиссера в 1955 году в доме живут то его родственники, то те, кто арендует у них этот старинный домик, которые окружают сейчас панельные девятиэтажки эпохи СССР.
Это вторая часть материала про любимые деревянные здания Москвы автора этого блога, а первую — можно посмотреть по этой ссылке.
Красносельский район: офис Лесного ряда
Скромный деревянный домик в глухом месте, на территории, примыкающей к железнодорожным путям. Никакой более-менее точной информации о нем нигде нет; скорее всего — это бывшее конторское здание Лесного ряда (рынок пиломатериалов, который существовал на этом месте до революции).
Елоховка: переживший вторжение Наполеона
Еще не изобретены фотография и теплоход, а этот дом уже здесь был — построен он ориентировочно между 1803 и 1811 годами. Ему, только вдумайтесь, более двухсот лет. Владельцы и арендаторы за эти пару с лишним веков десятки раз сменяли друг друга, он горел, его ремонтировали и перестраивали. Главное — выжил. Этот снимок был сделан где-то три года назад, сейчас наконец-то древний дом реконструировали (правда, выглядит он теперь, как престарелая звезда после десятой перетяжки кожи на лице).
Терехово: обычная деревенская изба
Терехово — одна из последних сохранившихся Москве деревень. В Мневниковской пойме Москвы-реки по-прежнему стоит несколько деревянных домов, в них все еще живут люди по своим, деревенским устоям: вода из колонки, огороды, домашняя птица. Каждые несколько лет здесь планируют все снести и построить что-то грандиозное — от парламентского центра до ледовой арены, но пока все так, как на этом фото.
«Москва. Детали» есть также в телеграме, фейсбуке и инстаграме — подписывайтесь.
Мещанский район: постройки Дома-музея Васнецова
Свой дом (+ его хозяйственные постройки) знаменитый русский художник Виктор Васнецов возвел по собственному проекту в 1894 году (при помощи архитектора Михаила Приемышева). Живописец жил в нем до самой смерти, до 1926 года, а в 1951 году в этом здании открыли его Дом-музей. И существует он здесь до сих пор. Очень приятное место — сам нарядный главный дом на это фото не попал, но посмотрите на двор Дома-музея — настоящий деревенский двор в 10 минутах пешком от Садового кольца.
Басманный район: красивые наличники, которые вот-вот все…
На задворках Ольховской улицы, сдавленный находящимся почти вплотную ТТК и громадными бизнес-центрами, доживает свой век деревянный дом, который еще пару лет назад был жилым. Дата постройки — 1895 год; запрятан так глубоко, что придется потрудиться, чтобы его отыскать. Найдите, пока он живой — скорее всего, осталось ему совсем немного.
Пролетарка: дом купца Виноградова
Это дом Виноградова — купца и владельца чугунолитейного завода. Построен он в 1880-м году, находится за станцией метро «Пролетарская». Несколько лет назад дом собирались снести, но — обошлось. Его не только сохранили, но и присвоили в этом году статус объекта культурного наследия регионального значения. В общем, соберетесь навестить прекрасное Крутицкое подворье, зайдите по пути посмотреть и на этот милый дом.
Если вам понравился материал, ставьте ему👍 и делитесь им в своих социальных сетях. Спасибо, что вам интересна история Москва и ее архитектура.