Работаешь в коворкинге, едешь домой на каршеринге, дом - это стильная квартира, которую ты снимаешь вместе с друзьями-единомышленниками (коливинг), где можно пользоваться общей библиотекой (букросинг), синематекой (ко-синема) и даже едой (ко-китчен).
Нет, это – не утопичная идея мира от Карла Маркса и даже не светлое будущее коммунизма, который непонятно когда наступит. Это современный мир молодых и успешных миллениалов!
Обычно коливинги делятся на сообщества по интересам: в одних живут программисты и разработчики, в других – музыканты и художники, в третьих – стартаперы. При такой общности интересов создается атмосфера полного погружения в любимое дело, где каждый сосед это и коллега, и друг, и партнер по бизнесу.
Конечно, личное пространство превыше всего: у каждого есть своя комната и рабочее место. Но зоны общего пользования одни на всех: санузел, кухня, столовая, спортзал. Вы просто доплачиваете небольшую сумму за каждый сервис и существенно экономите.
В Силиконовой долине и Голливуде так живут уже более половины домохозяйств. Шерить квартиру с будущими миллионерами или начинающими кинозвездами стало обычной практикой.
Ведь это не просто экономически выгодно, но и помогает сохранять природные ресурсы, чего уж говорить про социальный фактор (когда ты находишься с людьми близкими по духу – это просто счастье).
Самым изветсным примером коливинга является так называемый "Facebook house" в Менло парк.
Дело в том, что когда Марк Цукерберг получил первые инвестиции для Facebook, он с группой единомышленников перебрался в Силиконовую долину, где арендовал 6-комнатный дом с бассейном для себя и своей команды. Этот дом одновременно являлся и первым офисом компании Facebook. Сейчас у Facebook целый маленький город офисов в Силиконовой долине и десятки международных представительств. Но "Facebook house" до сих пор существует и является меккой для энтерпренеров. Каждый год сообщество студентов из Стэнфорда арендует этот дом, для того чтобы жить и создавать новые стартапы.
Но применима ли идея коливинга в России, где еще свежа память об унизительном быте советских коммуналок?
В выпуске #ЗаНедвиж о брендинге мы со Стасом Окрух обсуждали проект под название Co-Loft (можно посмотреть тут). Co-Loft это первый коливинг-комплекс в Москве.
Комплекс, где соседское комньюти главная сила, где живут и работают люди близкие по духу.
После беседы со Стасом, я решил предложить несколько идей, важных, на мой взгляд, для развития бизнес-модели коливингов в России.
Начнём с сообщества. Идея комьюнити-жилья с соседями по интересам - замечательная. Хорошее направление для ее развития выбрали Co-Loft, решив проводить в своих коливингах тематические мероприятия с бизнес-экспертами и руководителями крупных компаний.
Индивидуальность. Обстановка коливингов больше похожа на хороший отель или студенческое общежитие. Но что делает дом - домом? Индивидуальность пространства. Арендатор должен иметь возможность украсить свою комнату, сделать свой дизайн интерьера или сменить мебель.
Адаптивность. Большинство коливингов в настоящее время ориентировано на одиноких молодых специалистов. Но эти специалисты будут расти и вступать в разные жизненные фазы - в том числе заводить семьи и детей. Как такие пространства могут адаптироваться к этим меняющимся потребностям?
Экономичность. Конечно это круто купить свою долю в шикарной квартире и наслаждаться всеми преимуществами luxury недвижимости в центре Москвы по цене однушки эконом-класса на окраине. Главное, чтобы этот вариант покупки продолжал оставаться эффективной инвестицией. Для этого нужно учитывать фактор того, что коливинг это не просто "комната в коммуналке", а своеобразное место в комьюнити, продать которое возможно будет только покупателю со схожими интересами.
Масштабируемость. Возможности масштабирования коливингов практически ничем не ограничены, но для людей из бизнеса важно не забывать про главную составляющую "новых коммуналок" - идею комьюнити. Стоит только чуть перегнуть палку в погоне за прибылью, продавая и сдавая коливинги всем платежеспособным клиентам и репутация подобных предприятий может быть утрачена на долгие годы.
Работая в сфере недвижимости, я все чаще начинаю замечать, как происходит переоценка ценностей в сфере частной собственности. Идея коливинга мне очень нравится. Буду наблюдать дальше, а может даже и поучаствую в таком проекте, кто знает.
Что думаете вы по этой теме? Пишите комментарии.
А еще, советую посмотреть наш последний выпуск ЗаНедвиж. Каждую неделю мы с командой готовим короткие видео интервью об актуальных трендах в сфере недвижимости, секретах инвестирования, инновационных проектах и крутых компаниях на рынке.
И конечно, у меня есть инстаграм, где вы сможете познакомиться со мной поближе и найти также полезную для себя инфу.