Найти тему
Дневник оптимиста

Как строили автомобили в позднем СССР? Как КамАЗ-5511 «снёс» галерею?

Оглавление
В поднятом состоянии козырёк платформы КамАЗ-5511 находился на высоте почти 6 м над поверхностью дороги. Фотография из: https://yandex.ru/images/search?cbir_id=2304095%2FPszn0N4AadGx8WkF1lqf6g&cbird=5&rpt=imageview&redircnt=1576032702.1
В поднятом состоянии козырёк платформы КамАЗ-5511 находился на высоте почти 6 м над поверхностью дороги. Фотография из: https://yandex.ru/images/search?cbir_id=2304095%2FPszn0N4AadGx8WkF1lqf6g&cbird=5&rpt=imageview&redircnt=1576032702.1

Здравствуйте, уважаемый читатель (уважаемая читательница) канала «Дневник оптимиста»!

Эта история произошла на Нефтекамском заводе автосамосвалов во времена перестройки. Ветераны завода должны её помнить, так как случай описанный в настоящей публикации, на современном сленге, был резонансным.

Сборочный конвейер НЗАС. Иллюстрация из книги "НЕФАЗ. Всегда в движении".
Сборочный конвейер НЗАС. Иллюстрация из книги "НЕФАЗ. Всегда в движении".

Как осуществлялся контроль качества самосвала?

На сборочном конвейере работниками отдела технического контроля (ОТК) осуществлялся пооперационный контроль. После окончательной сборки самосвал подвергался полному контролю с проверкой работоспособности подъёмного и запирающего механизмов платформы. Контролёр ОТК подписывал документы на передачу автомобиля в склад отдела сбыта.

Обычно, после сдачи готового автомобиля контролёру ОТК, водитель сборочного цеха производил его осмотр и «гнал» в склад отдела сбыта. В случае возникновения замечаний при перегоне или приёмке самосвала в складе готовой продукции, он возвращался в цех сборки для устранения замечаний. Водителю могли снизить премию, если выяснится, что причиной возврата является его оплошность.

Иногда, при большом скоплении машин на контрольных постах сборочного цеха и в тёплое время года водитель проводил осмотр на открытой площадке, после выезда из ворот сборочного цеха. Осмотр выполнялся в объёме ежедневного технического обслуживания: наличие эксплуатационных жидкостей, исправная работа светотехники, тормозов и рулевого управления.

На этой иллюстрации показана похожая галерея (не на НЗАС), чтобы читатель представлял о чём идет речь. Фотография из: https://photos.wikimapia.org/p/00/06/99/82/15_big.jpg
На этой иллюстрации показана похожая галерея (не на НЗАС), чтобы читатель представлял о чём идет речь. Фотография из: https://photos.wikimapia.org/p/00/06/99/82/15_big.jpg

Как было в день инцидента?

Была рабочая суббота в конце месяца. Выполнение месячного плана под угрозой срыва. Сборочный конвейер работает по продлёнке, все напряжены и настроены на скорейшее завершение сменного задания, в том числе и по сдаче самосвалов на склад отдела сбыта. Но, как говорится, война войной, а обед по расписанию.

Время было предобеденное. Процедура сдачи машины в склад сбыта долгая. Если пойти на обед после её завершения, можно попасть на массовое скопление людей в столовой и простоять весь обед в очереди. Ранние посетители обедали быстро. Герой нашего рассказа решил сначала пообедать, а потом ехать в склад сбыта.

При осмотре самосвала КамАЗ-5511 он поднял платформу. Мысли были заняты быстрым посещением столовой, поэтому он решил сократить время и подъехать к столовой поближе. Дорога проходила под галереей, соединяющей бытовой и производственный корпуса. Козырёк поднятой платформы оказался выше нижней балки, удерживающей галерею.

Галерея на НЗАС располагалась в месте отмеченном стрелкой. Деревья (яблони) в то время были саженцами. Иллюстрация из книги "НЕФАЗ. Всегда в движении".
Галерея на НЗАС располагалась в месте отмеченном стрелкой. Деревья (яблони) в то время были саженцами. Иллюстрация из книги "НЕФАЗ. Всегда в движении".

Скорость хоть и не была высокой, но оказалось достаточной, чтобы сбить опорную балку галереи с основания. Вся конструкция обрушилась на самосвал. По счастливой случайности, никто из людей не пострадал. Что касается галереи, то она восстановлению не подлежала и в спешном порядке, до понедельника, была демонтирована и вывезена на свалку. Самосвал тоже пришлось разобрать на запчасти.

Пришедшие на работу в понедельник люди увидели только подметённую площадку и проёмы в корпусах заложенные кирпичом, оштукатуренные и покрашенные. Вот так оперативно, по-военному, убирали последствия инцидента, о котором никто не должен был знать. Сарафанное радио, однако, разнесло подробности всем, кто их хотел знать. К счастью до надзорных организаций новость не дошла.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, нажимайте «палец вверх», пишите комментарии и подписывайтесь на канал – это позволит стать ему лучше.

Возможно, Вас заинтересуют другие публикации канала «Дневник оптимиста». Читайте здесь.

Спасибо за внимание!

Желаю Вам ясного ума и доброго здоровья на сто лет.

С уважением и благодарностью Олег Ейский.