Часто ребята, которые хотят открыть свой небольшой бизнес, меня спрашивают, как подобрать персонал, с чего начать, как не ошибиться в людях и не наделать других типичных ошибок.
Эта статья для вас, ребятки. Все, кто открывает стартапы, цветочные магазинчики, пекаренки и другие уютные маленькие бизнесы для души, прильните к монитору и внимайте :)
Пишу по пунктам:
1) Для начала нужно сформулировать информацию о себе. Для этого вам нужен сайт. Если он у вас уже есть - прекрасно. Если нет, то обязательно закажите.
2) Зарегистрируйтесь, как работодатель на крупных сайтах по поиску персонала. Самые популярные и надежные это: hh.ru и superjob.ru. Там необходимо создать страницу работодателя и опубликовать вакансии.
Сейчас время цифровых технологий и абсолютно все люди ищут работу через интернет. Поэтому другие источники поиска на первое время можно и не рассматривать.
3) Подготовьте место для собеседования. Это должна быть уютная комната, которая произведет положительное впечатление на ваших потенциальных работников, а также поможет им расслабиться и выложить о себе всю нужную вам информацию. Там не должно быть посторонних шумов, других людей и отвлекающих запахов. Если даже вы подбираете продавца в свой ларек с колбасой, все равно собеседование должно быть в спокойной атмосфере.
4) Подготовьте список вопросов, которые вам важны. Что необходимо узнать у соискателей? Прям по пунктам. Подумайте, что можно узнать по телефону, не пригоняя кандидатов к вам в офис. Что можно понять, изучив их резюме.
5) Отберите резюме подходящих кандидатов. Они могут быть в откликах на ваши вакансии или вы можете найти их сами на тех же сайтах через поиск резюме.
6) Определитесь с зарплатой. Нет ничего хуже, чем неуверенный в себе работодатель. Вам нужно прикинуть сколько примерно люди на рынке труда хотят получать в среднем на ту вакансию. И предлагать эту сумму.
7) Составьте речь для звонка. Вам нужно звучать уверенно и непринужденно. Текст должен быть интересным, но простым, завлекающим, но не приторным. И не больше, чем на минуту рассказа.
8) Обзвонить отобранных кандидатов. Звоните только тем, кто подходит по резюме. Не надо звонить тем, в ком вы сомневаетесь. Это всегда провальный вариант.
Что нужно говорить по телефону:
Сначала нужно представиться и сказать название вашей компании. Далее спросить, рассматривает ли кандидат вакансии, удобно ли ему говорить и только потом предложить ему послушать информацию о вашей компании. Затем сказать, что у вас открыта такая-то позиция. Сказать только название должности. Потом спросить, интересно ли послушать подробности? И только потом рассказать подробно о задачах и обязанностях. Далее если кандидат заинтересовался, можно звать на собеседование или предлагать ему пройти телефонное интервью.
Телефонное интервью нужно также готовить заранее в виде списка вопросов.
9) Провести собеседование. О том, как проводить собеседование по пунктам, у меня будет отдельная статья. Здесь напишу несколько общих советов:
- Распечатайте резюме кандидата. Сейчас это правила хорошего тона. Ни в коем случае нельзя заставлять кандидата приносить с собой резюме или, упаси вас Бог, заставлять заполнять анкету от руки.
- Собеседование на простую позицию (а-ля водитель, повар, бухгалтер, менеджер по продажам) в идеале должно длиться не более 40 минут.
- Интервью должно начинаться рассказом о том, как оно будет проходить. Вы должны представиться, и сказать, что сначала вы зададите вопросы по резюме, потом расскажете детали о вакансии и о компании, потом ответите на вопросы кандидата, и сколько все это займет по времени.
- По максимуму должны быть уточнены все детали работы с вашей стороны: обязанности, место работы, график, зарплата, дата выхода и заключения трудового договора (по закону это один и тот же день).
- Вы должны быть доброжелательны, в меру строги, ответить на все вопросы кандидата, даже самые глупые.
- Необходимо обязательно в конце собеседования рассказать кандидату, когда вы с ним свяжетесь, чтобы сообщить решение. Если вы уже решили, что брать его не будете, можете сказать, что с ним свяжутся только в случае положительного решения.
10) Подготовить рабочее место. Поставьте себя на место нового человека. Что вам понадобится для работы: стул, стол, компьютер с налаженным ПО, кассовый аппарат, униформа? Попробуйте проделать все операции, которые будет совершать новый сотрудник. Удостоверьтесь, что ему будет удобно, светло, не душно, не холодно и не жарко, будет где перекусить, переодеться и оставить вещи, сходить в туалет.
11) Дальше дело за малым: вывести человека на работу, предварительно оформив с ним трудовые отношения. О том, как правильно адаптировать сотрудника тоже напишу отдельный пост.
Ребята, еще один важный совет: не нанимайте на работу своих родственников или друзей. Работники всегда косячат, а ругать своих родных и близких - значит портить с ними отношения.
Всем удачи в поисках идеальных сотрудников :)
Текст: Олеся Обломова
Картинки: Яндекс картинки