В чем экзотика Скандинавии? Например, в том, что жители полуострова могут похвастаться лишь парой месяцев солнечного света в год. Разве можно найти обстановку лучше для изображения самых темных преступлений? В литературе, вряд ли, а вот на практике - северная Европа отличается самыми низкими в мире показателями убийств. За исключением разве что Швеции, где в последние годы наблюдается тревожный рост числа уличных банд, скандинавы живут в самом безопасном регионе планеты. Вот и причина, по которой скандинавские криминальные романы так подкупают скучающих по остроте ощущений местных жителей и зарубежных читателей.
Итак, что же почитать, чтобы проникнуться духом северного нуара?
Питер Хёг, Смилла и её чувство снега
Роман, написанный в 1992 году, можно считать первой весточкой зарождающегося скандинавского нуара. История выстраивается вокруг Смиллы Джасперсен - ученой, специализация которой, как можно догадаться из названия, снег. Если вы слышали раньше шутки об эскимосах, знающих сотни определений снега, то Смилла от них не отстает - она вполне свободно определяет 70. Ее знания оказываются полезны в расследовании смерти шестилетнего мальчика, жившего по соседству.
Стиг Ларссон, трилогия Миллениум
1. Девушка с татуировкой дракона
2. Девушка, которая играла с огнём
3. Девушка, которая взрывала воздушные замки
Если Питер Хёг был первым намеком надвигающейся волны северного нуара, то Стиг Ларссон стал во главе ее. К сожалению, автор не дождался выхода своих книг из печати: раньше мировой славы его успел поймать страшный инфаркт. Но он успел завершить сразу три завораживающих по своей динамике истории о сильной Лизбет Саландер, аутсайдере, ставшем победителем.
Кстати, серия была продолжена Давидом Лагеркранцем с романом "Девушка, которая застряла в паутине". Чуть дальше поговорим о другой его книге.
Давид Лагеркранц, Девушка, которая искала чужую тень
Пятая книга в серии Миллениум, в которой талантливая хакер Лизбет Саландер как никогда близка к разгадке своего мистического детства. Но судьба уводит ее в сторону, если быть точнее - в сторону журналиста Майкла Блумквиста, вместе с которым они оказываются в центре одной из самых опасных историй, с которыми им когда-либо приходилось сталкиваться. Как написали об этой части книжной серии The Wall Street Journal: "Трудно представить продолжение, более верное оригинальной трилогии, чем это".
Хеннинг Манкелль, Комиссар Курт Валландер
Цикл из 12 книг о мрачном и меланхоличном детективе.
Большую часть времени сам автор живет в солнечном Мозамбике, что не помешало ему сохранить заснеженные и холодные воспоминания о Швеции, перенести их на бумагу, и зацепить продюсеров BBC One так, что они решились на экранизацию. Она, кстати, стала одной из первых на волне перехода скандинавского нуара из книг на экраны. Причем на экраны не только кабельного Швеции и Норвегии, но и мировых производственных гигантов, как BBC или Netflix.
Сериал "Валландер" возглавил победное шествие экранизаций, за которым последовали американские "Убийство" и "Мост". Сейчас не буду спорить на тему того, что лучше - оригинальные скандинавские сериалы или англоязычные ремейки, но факт остается фактом: nordic nuar застолбил за собой репутацию сериалов, которые нужно увидеть.
Ю Несбё, Инспектор Харри Холе
Еще одна серия и еще одно доказательство того, что один персонаж может выдержать обширный цикл, а воображение автора способно каждый раз заново создавать для него абсолютно уникальный по своей атмосфере и, будем честные, иногда и жестокости, миры. Харри Холе из полиции Осло, персонаж, которого иногда хочется ненавидеть, но не любить его - почти невозможно. Тот случай, когда хайп вокруг цикла можно считать полностью оправданным.
На скромный взгляд автора этого блога, начинать знакомство с героями Несбё через экранизацию книги "Снеговик", это лучший способ разочароваться и ничего не понять во всей серии.